Курганская область вступила в процесс цифровизации экономики — когда жизнь уже не возможна без использования цифровых компьютерных технологий. Примерами являются развитие онлайн-услуг, электронных платежей, интернет-торговли. Первый этап, который на себе заметят жители Зауралья, — переход на цифровое телевидение с 1 января 2019 года. Дальше процесс охватит здравоохранение, образование и другие сферы жизни зауральцев. Курирует это направление замгубернатора Александр Константинов — его департамент первым перешел от к проектному управлению. Теперь всю его работу можно отследить с помощью планшета в руках директора. Что дал отказ от бумажной волокиты и как догнать в развитии Китай — читайте в материале 45.ru.
Александр Константинов отвечает за четыре сферы региона: промышленность, транспорт, энергетику и связь, поэтому много времени проводит в Москве на совещаниях профильных министерств и комитетов. Чтобы контролировать департамент, Константинов разом перевернул работу сотрудников, избавив от бумажной волокиты. 45 человек враз отказались от общения на бумаге и перешли на проектное управление. Теперь все задачи, ответы, просроченные поручения и графики отпусков у Константинова в планшете. Стол свободен от кипы документов, в департаменте подсчитывают экономию, а эксперимент планируют распространить сначала на все органы власти, а позже — на весь регион.
— Посмотрите, у меня на столе нет бумаг, всё здесь (показывает на планшет — Прим. ред.): история любого вопроса, взаимосвязь и диаграммы Гантта — всё! Здесь я вижу каждого сотрудника, этапы прохождения документов. Кто что делает, кто — нет. У нас четыре направления, и быть в курсе всех событий невозможно, особенно когда множество командировок и информации, поэтому мы перешли на проектное управление и пользуемся двумя инструментами: системой «Битрикс-24» для работы с проектами (сервис для управления бизнесом— Прим. ред.) и «Матрицей», которая является производной программы 1 °С. По ним работают в Калужской, Калининградской областях и Ханты-Мансийском округе. В Курганской области пока так работает только наш департамент.
— Сложно было людей перенастроить на новую систему работы?
— Да, сначала были опасения — получится ли. Мы практически в приказном порядке вводили систему, сначала было недопонимание, как мы будем работать, вдруг завалим, но получилось в точности наоборот. Теперь, когда человек уходит в отпуск, у меня есть история вопроса, которая видна тем, кто его замещает. Переход к цифре будет болезненным, но это необходимо.
В регионе я курирую проект «цифровая экономика», после учёбы в Дзержинске я представлю губернатору проекты по цифровизации всего региона. Сейчас цифровых платформ очень много, и они между собой не связаны: системы «Безопасный город», «Умный город», «Видеоконтроль» работают сами по себе, а должны дополнять друг друга. Чтобы они были эффективны, их нужно увязать в одну систему. Например, внедрение в бюджетных учреждениях электронного документооборота поможет сэкономить деньги.
Первые шаги по «цифре» для населения — это переход на цифровое телевидение с 1 января 2019 года. Для этого в сентябре мы объезжаем все районы и рассказываем, как это будет происходить. Цифровизация здравоохранения уже идет, мы в десятке. Инфраструктура Курганской области на 86% готова к цифровому контуру. Но об этом расскажем позже.
— Вам уже удавалось достичь какой-либо экономии с переходом на цифровую экономику?
— Мы перешли на IP-телефонию и стали платить за связь в разы меньше, экономим на бумаге. Надеемся, нашему примеру смогут последовать другие органы власти и муниципалитеты. Переход региона на проектное управление будет постепенным. Множество вещей нужно срочно внедрять. Переход к цифре будет болезненным, но это необходимо, в нашем положении нужно экономить.
— Что изменится для жителей области?
— Основные изменения в работе госорганов — переход на электронный документооборот между ведомствами и единая вебплатформа Gov.ru. Это единый навигатор по государственным сайтам, который поможет записаться в поликлинику, связаться с участковым, заплатить налог или страховку, будет уведомлять о штрафах и выборах, с его помощью будут проводить опросы. Gov.ru будет связан с порталом госуслуг.
— Сейчас департамент совмещает в себе четыре сферы, вы будете куратором по переходу на цифровую экономику. Это сложно — вести четыре направления, когда вы постоянно в командировках?
— Мне по характеру подходит быстрое переключение в текущей деятельности, поэтому мне интересно сочетание этих сфер. Наш департамент — самый малочисленный, несмотря на, что ведем четыре направления. Я считаю, что некоторые изменения могли бы пойти на пользу. Например: транспорт и дороги вынести в отдельный департамент (сейчас в департаменте только транспорт, а дороги в департаменте ЖКХ). Малочисленность состава сегодня заставляет заниматься только теми делами, которые приносят быстрый и значимый результат.
— Недавно департамент покинул ваш заместитель Сергей Горбачёв, он уехал работать на Ямал. Тяжело ли еще терять кадры при малочисленном составе? С чем связан его отъезд?
— Наоборот, зато теперь у нас есть возможность легкого общения с Ноябрьском, мы будем знать, к кому там обратиться. Сергей Горбачёв — профессионал государственной службы, у него 15 лет стаж. Там его знают, и то, что его пригласили, подтверждает, что он востребованный специалист.
Первый заместитель — Евгений Дмитриев с предприятиями в контакте, все руководители его знают. Ни для кого не было это шоком. А второго заместителя — начальника управления энергетики, транспорта и связи — мы ищем. Он и будет заниматься цифровой экономикой. Наличие даже одной вакансии — это для нас роскошь! Это значит, что кто-то не работает, но мы себе этого позволить не можем.
— Департамент выступает проводником решения проблем транспортной отрасли. В прошлом году предлагалось выбрать единого оператора для перевозчиков, чтобы в автобусах появились валидаторы для безналичной оплаты проезда. Данные единого оператора позволили бы отслеживать пассажиропоток, влиять на тарифы и понять, нужны ли новые маршруты. Но тема почему-то затухла.
— Мы разработали проект закона, его рассмотрели на думском комитете, приняли в первом чтении, но рассмотрение во втором чтении было отложено депутатами. В прошлый раз, когда глава комитета по экономической политике Евгений Кафеев говорил, что перевозчики пока не готовы к переходу, нам помог Сбербанк, который организовал оплату проезда через считывающие устройства. Сейчас практически все перевозчики их установили. Во-вторых, перевозчики снизили стоимость проезда и ввели скидки. В итоге мы поняли, что система востребована, население к этому готово. Третий момент — пока не внедрена единая система, мы не можем определить точный объем перевозок. Сейчас нам сообщают об объемах сами предприятия, а переход на единого оператора даст общую объективную информацию о количестве пассажиров, которые пользуются определённым маршрутом. Практика внедрения таких систем показывает, что сбор выручки увеличивается примерно на 15% — и это тоже может повлиять на снижение стоимости проезда. Данные о пассажиропотоках позволяют принять решения о целесообразности обновления муниципального транспортного парка.
Есть недопонимание «зачем», «как», может, мы не до конца объяснили. Но осенью мы будем инициировать рассмотрение во втором чтении заново.
— В продолжение темы транспорта. Планируются ли новые рейсы из Кургана? До публикации интервью пресс-служба курганского аэропорта сообщила, что вторым перевозчиком кроме Utair стала авиакомпания «Ямал» (но и она летать в столицу будет по утрам. — Прим. ред.).
— По поводу рейсов — есть проблема с тем, что самолет заполнен. Мне один раз самому пришлось уступить место в самолете, иначе бы кому-то из гостей не хватило. Сейчас нам нужен вечерний рейс — по нашим данным, около 80 человек нам нужно перевозить ежедневно. Напрашивается рейс на Санкт-Петербург и на юг (Симферополь или Сочи), и был популярен рейс на Екатеринбург, но требуются дополнительные расчеты.
Если московский рейс Utair раскачивала сама, то по другим направлениям потребуется субсидирование от правительства. Там не такие большие деньги, но большой эффект. В небольших городах такие аэропорты закрыты, а у нас — нет, и он имеет логистические перспективы. Мы уже два года ведем переговоры с разными компаниями — есть еще идея открыть логистический центр.
— Идея достаточно давняя…
— Есть проблема — стагнация рынка. Когда идею озвучили в 2014 году, рынок был намного динамичнее. Тогда президент поддержал идею, но после этого компании, которые хотели зайти, сами снизились в объеме перевозок. Значит, нужно искать партнеров, это очень долгая стадия поисков ключевого партнера по логистике.
— Будут ли дополнительные электропоезда на Челябинск и Екатеринбург?
— На 2019 год не планируется дополнительных электричек. Но вместе с руководством ЮУЖД обсудили замену вагонов на новые в междугородних поездах.
— У нас были китайские партнеры в феврале 2018 года, которые разместили у нас предприятие. Кто тогда пришел — мы к ним или они к нам?
— Китайцы — такие люди, что им сколько угодно можно что-то предлагать, но они сами решают, с кем будут сотрудничать. А помогли принять им решение базироваться здесь мы. Заявленный объем инвестиций: 1,1 миллиарда рублей. Работы по обслуживанию и ремонту установок уже идут, на предприятии работает 160 человек.
Предприниматель Джан Баою занимается производством буровых установок в Китае. Он инвестировал в ремонтную и обслуживающую базу в Зауралье, потому что здесь есть кадровый потенциал по машиностроению. Мы рассказали, что у нас было производство колесных тягачей и сохранена компетенция по их ремонту. Есть компания, которая готова этим заняться, сложился кластер по ремонту мобильных буровых установок. Это его заинтересовало, родилась идея об общем испытательном полигоне. Но надо знать китайцев — они всё делают очень осторожно.
— Вы говорили с Чжаном Баою на китайском, было сказано в релизе. Как вы выучили язык?
— Я работал в группе компаний по промышленному консалтингу и «закрывал» китайское направление. Очень много времени проводил в Китае. Тогда я понял, что для восточных людей очень важно знание языка, если ты проявил уважение и разбираешься в вопросе. Иногда очень удобно, когда собеседники думают, что ты их не понимаешь: берешь переводчика, а сам слушаешь. У меня давно не было практики разговорной. Но приезд Джан Баою показал, что еще кое-что можем (Улыбается.).
— Всё, о чем мы сейчас говорили, как мне кажется, показывает, какая между нами огромная разница. К чему нам только предстоит прийти — для Китая уже обыденность. Сложно будет не только догнать, но приблизиться…
— Вы не правы. Догнать просто, ну или выйти на тот же уровень. Мне было интересно, как за 15 лет Китай вырос до второй экономики. Я думаю, нужно учиться этому, но нужно учитывать их менталитет. У китайцев есть правила, которые они не нарушат. Если вы расскажете сказку, как много будете у них покупать не по рублю, а по 80 копеек, на них это никакого впечатления не произведет. Вам скажут: идите на другую фабрику. Когда только вы покажете, что вы партнер на долгий срок, работает с ними вместе над контролем качества, пройдет время — и вам пойдут на уступки: сначала дадут получить груз без оплаты транспортных расходов, потом — могут позволить получать товар с отсрочкой платежа. Но для этого нужно заслужить доверие.
Программа «Цифровая экономика РФ» на срок до 2024 года включительно была утверждена летом 2017 года. В мае этого года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ скорректировать программу, чтобы придать ей статус национальной. Проект национальной программы правительство должно представить до 1 октября для рассмотрения Советом при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Алена Кононова