11 сентября — всероссийский День трезвости. Его основная идея — пропаганда здорового образа жизни. Заведующая музеем истории города Кургана Татьяна Васильева расскажет в своей постоянной рубрике, как раньше выступали против пьянства и кто зарабатывал на алкоголе. К слову, если посмотреть на сегодняшнюю карту города и посчитать, сколько точек по продаже алкоголя есть, текст более чем актуален.
В конце XIX — начале ХХ веков курганские винокуренные и пивоваренные предприятия работали более чем исправно. В 1895 году только винокуренный завод Д. И. Смолина производил в сутки от 950 до 1100 ведер вина, его же пивоваренный завод — 161 000 ведер пива в год.
Продажа продукции производилась как на местном рынке, так и вывозилась за пределы курганского уезда. В 1895 году в Кургане было зарегистрировано 8 ренсковых погребов с оборотом 27 510 рублей, 4 винных склада — 72 000 рублей и 12 питейных заведений с оборотом 10 000 рублей.
В 1913 году в Кургане числилось 5 пивных лавок, в уезде — 51. Количество проданного вина в ведрах — 23 354, выручка составила 119 752 рубля. В 1914 году количество пивных в городе увеличилось до 28. В каждом населенном пункте курганского уезда обязательно присутствовал кабак. Население, особенно сельское, в прямом смысле начинало спиваться.
Общественная организация, развернувшая свою деятельность в Кургане и уезде по борьбе с пьянством, именовалась «Общество трезвости». Именно эти общества начинают появляться во многих населенных пунктах в начале ХХ века.
В 1913 году газета «Курганский вестник» писала: «Пьянство — отличительная черта Саломатовской волости Курганского уезда.
«Пьют старые и молодые по всякому поводу — как в будничное, так и в праздничное время»
В особенности шумно и разгульно бывает в так называемые «приходские праздники», когда дикие звуки песен и гармоник не прекращаются даже и во время совершаемого богослужения. Борьба с сим злом единолично местным духовенством не приводила к должным результатам, так как к голосу его обыватель прислушивается слабо, а местной администрацией на это не обращается никакого внимания. В настоящее время здесь открывается «Общество трезвости», организаторами которого являются десять человек из лиц разных слоев общества, проживающих в означенной волости. Устав уже отправлен на утверждение надлежащей власти, открытие общества здесь является своевременным и уместным, остается только пожелать, чтобы организаторы с неослабевающей энергией стремились к намеченной цели, так как на долю их здесь выпадает (и уже выпало) немало хлопот и огорчений».
В 1911 году «Общество трезвости» открылось в селе Казаркинском, однако оно было малочисленным — с 20 членами.
В 1913 году газета «Курганский вестник» писала: «На съезжих праздниках в Могилевской волости Курганского округа, которые существуют один, а в других два и три в год, вино льется ведрами. Напившись, крестьяне ездят кататься по селению, кричат, ругаются, сквернословят, пропивают последние копейки. Такое положение тяжело отражается на здоровье и благосостоянии крестьян. Многие из них обратились в волостное правление с просьбой создать "Общество трезвости" по примеру других волостей».
В начале 1913 года «Общество трезвости» было создано в селе Першинском, к концу года в нём состояло 102 взрослых и 55 детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью общества было искоренение пьянства и организация полезных занятий для населения. Общество организовывало работу народных читален, проводило беседы о вреде пьянства. На пожертвования членов общества выписывались журналы «Трезвая жизнь», «Сельский вестник», «К свету» и другие. Были случаи, когда в общество приезжали записываться из других приходов за несколько десятков верст. Некоторые из крестьян давали обет не пить год, два, а иногда и три года.
31 марта 1914 года в селе Утятском Курганского уезда на волостном сходе в волостном правлении председательствовавший волостной старшина Гаврилов предложил сходу закрыть казенную винную лавку, пивные лавки и усилить наблюдение за тайной продажей вина и пива. Кроме того, было предложено создать в селе «Общество трезвости». Свое предложение Гаврилов мотивировал тяжелым экономическим положением. Собравшиеся единогласно составили приговор — по предложению волостного старшины ходатайствовать о закрытии казенной винной лавки в селе Утятском, общественной винной лавки в деревне Мухиной и всех пивных лавок в Утятской волости, а также организовать «Общество трезвости».
Большую работу проводило и «Курганское Общество попечения о народной трезвости». Члены общества проводили лекции, вечера, проводили читки и другую работу, направленную на борьбу с пьянством. В 1914 году газета «Курганский вестник» сообщала: «Курганским комитетом попечительства о народной трезвости предполагается устроить в помещении цирка бесплатный Народный вечер 30 декабря. Можно пожелать успехов этому начинанию, тем более, что давно уже не было никаких развлечений для народа, который таким образом не останется забытым на праздники и не будет предаваться пьянству».
Несмотря на все усилия, прилагаемые «Обществами трезвости», такой порок, как пьянство, было очень трудно полностью искоренить.
Первая мировая война внесла свои коррективы в проблему борьбы с пьянством. 7 мая 1914 года на заседании курганской городской Думы было зачитано заявление гласного В. Г. Святышева следующего содержания: «Желательно было бы, чтобы пивные и винные лавки так же, как и торговые предприятия, в воскресные и двунадесятые праздники совершенно не торговали. Этим можно оградить здоровье трудового рабочего класса, дав возможность воспользоваться ему духовной жизнью и сберечь копейку, которая в экономический ХХ век достается с большим трудом».
9 сентября 1914 года гласные городской думы постановили — поручить городскому голове возбудить ходатайство о воспрещении в Кургане торговли спиртными напитками, не исключая пива и русских виноградных вин из ренсковых погребов, оптовых складов, пивных лавок и буфетов — при Общественном собрании, гостиницах, театрах, цирках и других увеселительных местах на всё время войны. Кроме того, просить о воспрещении на всё время войны продажи из аптек и торговых заведений медицинских препаратов, содержащих спирт, без рецептов врачей. Постановление Курганской городской думы было представлено тобольскому губернатору.
Однако не все в этом вопросе были так единодушны. Вот что сообщала газета «Курганское слово»: «12 августа 1914 года в помещении Вольно-Пожарного Общества под председательством крестьянского начальника К. П. Нилова, с участием волостных старшин курганского уезда, состоялось бурное заседание межведомственной комиссии по вопросу продления закрытия винных и пивных лавок в Курганском уезде. Мнения членов комиссии о сроке закрытия лавок резко разделились. Крестьянский начальник Салимовский и господин акцизный надзиратель высказались против закрытия лавок, мотивируя тем, что это насильственная мера, от которой пьянство не только не прекратится, но и не уменьшится.
Акцизный надзиратель добавил, что население широко может пользоваться предоставленным ему правом открывать винные лавки по постановлению сельских сходов.
Крестьянский начальник Г. Салимовский, к своему вышеупомянутому мотиву, добавил, что:
«Русскому человеку рюмка водки нужна и после тяжелой работы, и перед обедом, и в т. п. случаях»
Некоторые старшины, горячо протестуя, заявили, что мужик не нуждается в рюмке водки во всех указанных господином начальником случаях. После улегшегося шума, вызванного выступлениями против закрытия лавок, взял слово настоятель церкви Александра Невского отец Николай Богословский, который в своей речи выразил глубокое сожаление по поводу единодушия комиссии по такому важному и в экономическом, и нравственном отношении вопросе, и удивляется, как можно сознательно защищать то зло, от которого население положительно стонет. Попутно отец Николай указал господину акцизному надзирателю на трудность составления общественного приговора о закрытии винной лавки. Потом, обращаясь к волостным старшинам, отец Николай просил их высказать, как относится население к закрытию лавок, и желательно ли ему это. Старшины, как один, встали и заявили, что население, пославшее их, просит не только о временном закрытии, а если можно, то и закрывать эти кабаки навсегда, и, по их выражению, они только и свет увидели, когда закрыли винные лавки. И всё же несколько членов комиссии высказались за частичное открытие лавок в более крупных центрах уезда.
Против чего отец Николай и старшины горячо возражали, говоря, что если останется одна лазейка, то и водка будет везде, а это породит шинкарство, а, следовательно, и пропивание крестьянами своего добра и т. п. Господином председателем было поставлено на голосование предложение о закрытии винных лавок и всех питейных заведений, кроме ресторанов 1-го разряда и Общественного собрания до 1 января 1915 года. Собравшиеся проголосовали почти единогласно».
Результаты закрытия в Кургане и уезде винных и пивных лавок и кабаков были опубликованы в газете «Курганское слово» в декабре 1914 года: «Все дни в деревне после закрытия кабаков проходят мирным путем и без разорения.
«Не стало слышно разгульной пьяной толпы, и мирный обыватель ночью спит спокойно, не боясь за свою хату и здоровье»
Далее крестьяне говорят, чтобы и после войны вино не было продаваемо в деревнях: «Мы без вина лучше заживем — и богаче, и здоровее».
«В апреле месяце сего года было зарегистрировано 150 протоколов за пьянство и до 20 протоколов за проституцию в связи с пьянством. В мае количество протоколов равнялось 180, в июне — 120, и за 18 дней июля — 85. По прекращению же продажи питий, т. е. с 18 июля и по 30 августа, ни одного протокола не было составлено, ни одного пьяного.
«И, кроме того, преступность вообще в Кургане упала на 90%. Это ли не блестящий результат?»
То же самое в уезде: со времени закрытия винных лавок не значится ни драк с былыми смертельными исходами, ни смерти от водки, а что характерно, так это то, что деревня не горит так хронически, как она горела при торговле зеленым змеем».
Таким образом, можно утверждать, что большинство крестьян противились устройству кабаков и пивных лавок, однако промышленники, предприниматели, торговцы, акцизные надзиратели старались не допустить закрытия подобных заведений, приносящих им огромные доходы.
Нужны ли такие общества трезвости сегодня?