Недвижимость Домострой Что россияне думают об ипотеке

Что россияне думают об ипотеке

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос населения, посвященный знанию россиян об ипотеке. Аналогичное исследование проводилось год назад...

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос населения, посвященный знанию россиян об ипотеке. Аналогичное исследование проводилось год назад. Опросы проходили по всероссийской выборке. Учитывались пол, возраст и образование. В опросе участвовало 1 600 человек в 153 населенных пунктах – в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В целом уровень знания россиян об ипотеке остался неизменным, однако это знание стало более уверенным. Доля тех, кто ничего не знает об ипотеке, сократилась за год с 18% до 15%, однако это изменение находится в пределах статистической погрешности исследования. Доля россиян, которые, по их собственному мнению, четко знают, что такое ипотека, увеличилась с 35% до 46%. Доля россиян, которые знают об ипотеке только понаслышке, наоборот, сократилась с 44% до 36%.

Наиболее осведомленными об ипотеке являются россияне в возрасте от 25 до 44 лет. 57% опрошенных в возрасте от 25 до 34 лет и 54% опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет сообщили, что они знают, что такое ипотека. Наименее осведомленными об ипотеке являются россияне старшего возраста.

С увеличением дохода на члена семьи наблюдается тенденция к увеличению доли респондентов, которые знают, что такое ипотека. При этом также сокращается доля респондентов, которые знают об ипотеке только понаслышке или ничего не знают о ней.

При увеличении уровня образования наблюдается тенденция к увеличению доли людей, осведомленных об ипотеке. Более половины (60%) опрошенных с высшим или незаконченным высшим образованием сообщили, что знают, что такое ипотека. Наименее знакомыми с ипотекой являются респонденты с неполным средним образованием и ниже: почти половина (48%) опрошенных с данным уровнем образования сообщили, что ничего не знают об ипотеке.

Наиболее осведомленными об ипотеке являются жители городов с населением более 500 тысяч человек. Вопреки ожиданиям жители столичных городов (Москвы и Петербурга) оказались не самыми информированными об ипотеке. Более половины (61%) опрошенных жителей городов с населением более 500 тысяч человек и 53% жителей городов с населением 100–500 тысяч человек сообщили, что знают, что такое ипотека. При этом в Москве и Петербурге так ответили только 48% опрошенных.

Наименее осведомленными об ипотеке являются жители сел. Только треть (35%) опрошенных жителей сел сообщили, что знают, что такое ипотека. При этом жители сел также демонстрируют самый высокий уровень неуверенного знания об ипотеке. 40% опрошенных жителей сел знают об ипотеке только понаслышке.

Респондентам также задавался открытый вопрос с предложением дать определение ипотеке. Большинство опрошенных россиян понимают ипотеку как кредит на жилье. И в 2007 году, и в исследовании 2008 года 71% респондентов, давших определение ипотеке, сообщили, что ипотека – это кредит на жилье.

Примерно каждый десятый (11%) из тех, кто дал определение ипотеке, считает, что ипотека – это кредит (без уточнения цели кредита). В 2007 году так определили ипотеку 7%.

Важно отметить, что за год сократилась доля россиян, определивших ипотеку как обман («взаимное объегоривание», «грабеж», «ерунда», «кабала», «обман», «обдираловка» и т. п.). В 2007 году такой ответ был получен от 18% респондентов, давших определение ипотеке. В 2008 году так определили ипотеку только 10%.

Таким образом, нельзя говорить о существенном улучшении знаний об ипотеке у россиян. Однако заметно снижается негативное отношение к ипотеке.

В ходе следующего опроса респондентам предлагалось расположить восемь характеристик банка в порядке значимости при выборе банка для ипотечного кредитования. На первое место предлагалось поставить наиболее значимую характеристику банка, а на восьмое – наименее значимую.

Наиболее значимой характеристикой банка при намерении взять ипотечный кредит является процентная ставка. Наименее значимыми характеристиками банка стали участие банка в Системе страхования вкладов и рекомендации со стороны друзей и знакомых.

По результатам проведенного опроса значительная часть населения не планирует воспользоваться ипотекой.

По сравнению с 2007 годом не наблюдается изменений в ответах респондентов об их опыте ипотечного кредитования. Все еще очень низка доля тех, кто является пользователем ипотечного кредита или уже выплатил кредит. Доля тех, кто хотел бы воспользоваться ипотекой в будущем, за год несколько сократилась, при этом увеличилась доля неготовых взять ипотечный кредит (однако это увеличение доли лежит в рамках статистической погрешности исследования).

Основным препятствием для участия в ипотеке население России видит, в первую очередь, невысокие доходы (33% ответов), высокие процентные ставки (27%) и неуверенность в стабильном доходе (19%). То есть главные сложности только на треть зависят от банков (вопрос высоких процентных ставок постепенно решается банками в сторону их снижения за счет поиска «дешевых денег»).

Каждый пятый опрошенный отметил, что не менее значимыми факторами, препятствующими развитию ипотечного кредитования, являются процессы на самом рынке недвижимости – быстрые темпы роста цен (15%), отсутствие веры в его стабильность (9%).

По сравнению с 2007 годом рейтинг барьеров, которые мешают воспользоваться россиянам ипотекой, не изменился. Можно только отметить, что доли россиян, называющих те или иные барьеры из предложенного в анкете списка, сократились. При этом значительно увеличилась доля тех, кто выбрал вариант ответа «Другое».

Рассмотрим подробнее ответы тех, кто выбрал ответ «Другое». В 2008 году почти треть (31%) опрошенных выбрали такой ответ. При этом большинство из них (81%, указавших ответ «Другое») сообщили, что не испытывают необходимости в улучшении жилищных условий. В общем объеме выборки эти респонденты составляют 25%.

Почти каждый пятый из тех, кто выбрал ответ «Другое», сказал, что не сможет взять ипотеку по причине возраста. Всего три человека в выборке в качестве причины отказа от ипотеки указали на обман. В общем объеме выборки доля этих ответов составляет менее 1%.

Результаты предыдущих исследований НАФИ показывают, что доля россиян, определяющих ипотеку как обман в 2008 году по сравнению с 2007 годом сократилась почти вдвое (с 18% до 10%). На основе этих двух исследований можно говорить о значительном улучшении отношения россиян к ипотечному кредитованию.

В ходе проведения еще одного исследования НАФИ респондентам было предложено проранжировать 10 основных финансовых услуг по степени осведомленности о них.

Россияне сообщили, что более всего знакомы со срочными вкладами и потребительскими кредитами (средний ранг этих финансовых услуг составляет 3,4-3,5). Наименее знакомыми для россиян финансовыми услугами являются паевые инвестиционные фонды и брокерское обслуживание (их средние ранги составляют 8,6 и 9,4 соответственно). В ходе опроса респондентам также предлагалось выбрать те финансовые услуги, о которых они хотели бы знать больше. Респондент мог выбрать любое количество ответов.

В результате наиболее востребованная информация о финансовых услугах касается ипотеки: 33% опрошенных россиян хотели бы знать об ипотеке больше. Далее по уровню востребованности информации следуют паевые инвестиционные фонды и брокерское обслуживание. Такая востребованность информации о ПИФах и брокерском обслуживании выглядит логична на фоне низкого уровня знаний россиян об этих услугах (их средние ранги составляют 8,6 и 9,4 соответственно, то есть последнее и предпоследнее место).

Однако ипотеку трудно охарактеризовать как малознакомую россиянам финансовую услугу. По результатам данного опроса ипотека находится в середине списка по уровню известности для россиян (занимая пятую позицию из десяти). Высокая востребованность информации по ипотеке вместе с растущим уровнем знания об ипотеке говорит о высокой заинтересованности россиян в данной услуге. 43% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет и 41% опрошенных в возрасте от 25 до 34 лет сообщили о своей потребности в дополнительной информации по ипотеке (в среднем 32%).

Наиболее заинтересованными в информации по ипотеке являются жители городов с населением менее 500 тысяч человек (36% в городах с населением 100–500 тысяч человек и 34% в городах с населением менее 100 тысяч человек) и сел (34%). Наименее заинтересованы в дополнительной информации по ипотеке (20%) жители Москвы и Санкт-Петербурга.

По материалам Национального агентства финансовых исследований

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления