Прошло три года с тех пор, как митрополит Курганский и Белозерский Даниил передал в Чимеевский мужской монастырь точную копию иконы Казанской Чимеевской Божией Матери, которая сгорела в 2019 году. Что стало причиной пожара, как пытались спасти святыню и кто создал новый образ — рассказываем в материале 45.RU.
Утраченная икона считалась чудотворной. Многие люди, молившиеся перед ней, говорят об исцелении, долгожданной беременности, разрешении сложных ситуаций.
— Мне эта Чимеевская икона помогла, когда мне было сильно плохо. Сама икона и вода вот эта, источник. Были проблемы с психикой. Муж умер внезапно, и на фоне этого у меня получилось вот так… Благодаря этой иконе, этой воде я не в психушке, — уверена Галина Суханова из Кургана.
По преданию в XVIII веке Казанская Чимеевская икона Божией Матери стояла вертикально в воде и плыла против течения реки Нияп (приток Тобола). Ее увидели дети и позвали взрослых. Те вынули образ из воды и поставили его в деревянной церкви во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Одновременно с чудесным обретением образа в сосновом бору близ Чимеево забил родник.
5 ноября 1770 года в храме случился пожар, но икону Божией Матери огонь не тронул. Только ее и обнаружили на пепелище, на правой щеке Богоматери остались следы ожогов. Была построена новая церковь. К 80-м годам XIX века она обветшала. Закладку нового деревянного храма совершили в 1889 году.
В 1937 году церковь была разорена, однако чудотворный образ якобы не смогли сдвинуть с места. В 1947 году богослужения возобновились. А 3 июля 2019 года сгорело всё. Снова.
— По факту пожара была проведена проверка. В возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием события преступления. Причиной возникновения пожара явился аварийный пожароопасный режим работы участка электросети, — сообщили в ноябре в Главном управлении МЧС России по Курганской области в ответе на запрос 45.RU.
По слухам, сгоревшая четыре года назад икона — вовсе не та, что приплыла в XVIII веке.
— Сгоревшая в 2019 году икона — «морковка». Она совсем не то, за что ее выдавали. «Морковками» называют дешевенькие иконы для народа, которые стали писать в конце XIX века. У них фон «морковный». «Краснушки» их еще называют. Сгорела не только «морковка», но и ее копия. Она обычно использовалась «на выезд» (с 2005 года участвовала в крестных ходах, замещая чудотворный образ. — Прим. ред.). В тот роковой день стояла в этой же церкви в алтаре. На списке была подлинная серебряная риза, снятая с оригинала. При этом для старой иконы заказывали новый оклад. Получилось два полноценных образа, которые обычно были врозь. Оба сгорели, — считает собеседник 45.RU.
По его словам, во время пожара одна женщина, служительница церкви, пыталась спасти Казанскую Чимеевскую икону Божией Матери. Хотела вытащить образ из ризы, разбить стекло топором, но оно оказалось пуленепробиваемым.
— Я расписывал храм, который потерпел беду. Там были мои работы: и иконы, и настенная роспись. У меня была скорбь великая. Это мое детище. Так еще получилось: 5 июля 2019 года у меня родилась дочка. Схватки у жены начались как раз 3 июля. И пожар. Я тогда думаю: «Господи, помоги как-то подождать, чтобы не совпало в один день!» У меня Людмила, жена, конечно, потерпела достойно, мужественно до 5-го числа. Не хотел, чтобы радость омрачалась, — рассказал художник Сергей Осипов.
Новую Казанскую Чимеевскую икону Божией Матери написал курганский художник Андрей Ваньков. Он постарался сделать список максимально таким же, повторил все временные погрешности.
— Я и паяльной лампой... Состаривал, обжигал. Хотел людям как бы вернуть. На том месте, где икона была, головешечки были с мизинчик. Всё вместе собрали. Там же киот был. Гвоздики какие-то. Я эту пыль, этот пепел туда вставил, — заметил художник.
Уже 31 октября 2019 года владыка Даниил лично привез в обитель список руки Андрея Ванькова. А в конце ноября пресс-служба Курганской епархии со ссылкой на насельников Чимеевского монастыря впервые сообщила о чудесах от обновленной иконы и сохранении благодати. Вскоре образ стал мироточить, уверяют в епархии.
— Наверное, так нельзя говорить, но эта икона мне нравится больше. У той было слишком много скорби, мне казалось. А у этой какая-то радость в глазах. Может, это именно я так воспринимаю. Она сейчас в окладе. А без оклада было заметнее, что у нее даже улыбка есть на лице. Мне кажется, любая война, любой пожар — это наше вразумление, чтобы мы обратили внимание на себя, начали более усердно молиться, чтобы правильно расставили приоритеты. Так просто ничего не бывает у Господа, — поделилась с 45.RU Ирина Башкирова, сестра милосердия из храма Порт-Артурской иконы Божией Матери в Кургане.
Чудотворный образ Богоматери теперь находится в новом каменном храме, возведенном в 2019–2023 годах, который по внешнему облику точно повторяет утраченную деревянную церковь XIX века.