В Курганском госуниверситете второй день проходит Всероссийская научная конференция «XXII Уральское археологическое совещание». В ней принимают участие более 150 исследователей из 56 ведущих академических центров, вузов, музеев из 31 города России и Казахстана. Зачем ведущие специалисты в области археологии приехали в Курган и какие вопросы собираются обсудить, редакции 45.RU рассказал директор гуманитарного института КГУ Денис Маслюженко.
— Денис Николаевич, почему научную конференцию всероссийского уровня проводят именно в Кургане?
— «Уральское археологическое совещание» — это одна из крупнейших конференций по археологии, ее проводят в разных городах от Волги до Урала. И обычно только в крупных археологических центрах, где есть большое количество археологов, где есть сложившиеся археологические школы, которые существуют уже больше 100 лет. И для Кургана это, несомненно, очень большое событие! У нас маленький город и небольшое число археологов по сравнению с крупными центрами. Но то, что принято решение провести конференции в Кургане, для нас очень много значит. Тем более что мы одни, кто начинает снова возвращать конференции в очный режим, ведь последние два года их проводили только в онлайн-режиме.
— И всё же — почему Курган?
— В этом году исполняется два больших юбилея, к дате которых и приурочена конференция. Во-первых, исполняется 300 лет археологии Западной Сибири, начиная с экспедиции Даниэля Мессершмидта. И это большое федеральное событие, это именно федеральная дата.
И второй юбилей, более локальный, но важный именно для нашего региона, — 85 лет со дня рождения Тамилы Михайловны Потемкиной. Она основатель Курганской археологической экспедиции и археологической лаборатории в Курганском пединституте. Именно она в 1960–1970 годах провела исследования более 20 памятников археологии от неолита до раннего железного века. Именно ее коллекции археологии легли в основу всей археологической экспедиции Курганского областного краеведческого музея.
«По сути, где бы мы ни говорили об археологии в Кургане или Курганской области, без Тамилы Михайловны мы никак не обойдемся»
Она также обосновала, что «Савин» является святилищем-обсерваторией. И это святилище-обсерваторию мы тоже воссоздавали именно по ее чертежам, по ее открытиям. И коллегам, которые участвуют в конференции, мы предложим проехать и посмотреть на созданный в регионе археологический памятник «Савин». Несколько коллег из Новосибирска специально приехали на конференцию, чтобы посмотреть его.
— А почему этот археологический памятник так важен? Что в нём уникального?
— Четыре тысячи лет назад во всём мире, можно сказать от Великобритании и до Урала, была традиция строительства круговых святилищ. В тех регионах, где был камень, их строили из камня. Где камня не было, они строились из дерева. Наш «Савин» — это как раз такое святилище из дерева с круговой планировкой. На этих святилищах люди проводили наблюдения за звездами, которые позволяли лучше организовывать хозяйственные сезоны. Но эти наблюдения не носили сугубо научного характера, они были связаны с соответствующими религиозными воззрениями. Поэтому мы и говорим, что это обсерватория, святилище или святилище с функциями астрономической обсерватории. Это очень знаковые памятники. Тем более что если в Великобритании, во Франции таких памятников чрезвычайно много, то все-таки на Урале, в Уральском федеральном округе таких объектов всего три. И единственный из них, который сейчас можно посмотреть визуально, это «Савин» в Курганской области.
— Какие проблемы будут обсуждаться профессиональным сообществом на конференции?
— Во-первых, мы будем обсуждать вопросы междисциплинарных исследований. Что такое междисциплинарные исследования?
«Очень многие представляют, что археология – это наука с лопатой. Наверное, так было 100 лет назад»
Так и было в эпоху, когда Стивен Спилберг снимал первые фильмы про Индиану Джонса. Это действительно была наука с лопатой.
Сейчас это на самом деле наука, которая с лопатой получает материалы, но обработка материалов, извлечение из них информации проходит в лаборатории. И эта работа невозможна без привлечения физиков, химиков, биологов, ботаников, остеологов и так далее. Именно благодаря совместной работе мы можем рассказать о том, как 2000 или 3000 лет назад жили люди, чем питались, а может, о чём думали? У нас на секциях будут доклады, как раз связанные с этими междисциплинарными исследованиями.
Также планируем обсудить на секциях вопросы охраны культурного наследия, вопросы охраны памятников археологии и противодействия черным копателям. Будем говорить и о том, являются ли объекты XX века археологическими. Ведь согласно федеральному закону, археологическим объектом является любой объект, которому больше 100 лет. А это значит, что объектами археологии могут стать, например, деревни, которые построили в начале XX века. Как к ним относиться и как их исследовать? Это тоже нужно обсудить.
— А сложно ли сейчас какой-либо объект признать памятником культурного наследия?
— Для этого нужно провести необходимые экспертизы, подготовить соответствующие документы. Если памятник региональный, то документы передаем в местное управление по охране памятников, если это памятник федеральный, то мы передаем соответствующую документацию в министерство культуры, где это рассматривается. Археологическим объектам чаще всего присваивают статус объекта культурного наследия федерального значения в области археологии. Но вопрос другой: как потом эти объекты охранять на месте, когда им уже присвоен этот статус? Как организовать именно местную работу? Эти вопросы тоже требуют обсуждения.
— Есть ли сегодня проблема с проведением археологических раскопок на местах будущих строек? Этот вопрос будет обсуждаться на конференции?
— В этом году наша экспедиция Курганского государственного университета участвовала совместно с экспедициями из Тюмени, Екатеринбурга по изучению на территории Тюменской области большого археологического памятника, земли над которым будут использованы под строительство одного большого комбината. И, как правило, если объект находится за городом, то строительные компании понимают, что нужно изучать, они закладывают средства в смету.
Проблема возникает, когда памятник археологии находится в черте города. В любом городе под землей есть остатки строений и остатки артефактов, которые относятся к XVIII–XIX векам. И относительно этих объектов всегда возникают большие споры с застройщиками о том, а надо ли это на самом деле изучать или нет? Но этот вопрос на этой конференции мы обсуждать не будем, а поднимем его в следующем году совместно с Удмуртским национальным исследовательским университетом. Мы планируем совместно провести круглый стол, посвященный только изучению городской археологии XIX–XX веков в апреле 2023 года.