Общественник Роман Овчинников, который ранее в нашей рубрике «Мнение» рассуждал о необходимости и пользе кнопок для пешеходов, в этот раз сформулировал шесть причин, почему не стоит строить подземные/надземные переходы. Приводим его точку зрения на проблему безбарьерной среды и удобства городских улиц для пешеходов.
1. Ваша бабушка не будет в восторге. Внеуличные переходы представляют серьезное препятствие почти для 30% жителей города. Это пожилые люди, мамы с колясками, маломобильные граждане (в том числе и временно нетрудоспособные). Подземный переход кажется удобным, только пока вы молодой и сильный или ездите на авто.
2. Да, в них есть пандусы, но они неудобные. Те же велодорожки не строят, потому что «мы же в России, у нас зима и никто их не будет чистить». В случае подземных переходов этот аргумент почему-то опускается. Ступеньки и пандусы очень часто являются скользкими, представляя реальную опасность, а лифты просто не работают. Люди в инвалидных колясках зачастую не способны преодолеть переход даже с посторонней помощью. Кроме того, металлические пандусы под углом в 45 градусов вряд ли можно назвать безопасными.
3. Они не снижают риск ДТП. Потому что всегда есть люди, которые будут стремиться сократить путь и перебежать дорогу, минуя ограждения. Риск повышается из-за того, что водитель не ожидает видеть на дороге пешехода, надеясь на подземный переход. В то время как обычные переходы заставляют водителей сильнее концентрировать внимание и ехать медленней.
4. Это дорого. Причем очень. На эти же деньги можно реконструировать весь перекресток: оборудовать островки безопасности, уменьшить радиусы поворота, уложить тактильную плитку, сделать локальные сужения и пересчитать фазы светофора. После этого перекресток станет вдвое безопаснее, чем с подземным переходом.
5. Молодым и сильным все равно придется пройти больше. По нормативам подземные переходы должны отстоять друг от друга на расстоянии 300–400 метров, в то время как обычные переходы можно располагать в пределах 150–200 метров. Подземный переход часто заставляет людей делать неудобный крюк.
6. Как следствие всех вышеописанных пунктов, подземные/надземные переходы в некоторых случаях способны менять экономику улиц: по статистике, при прочих равных пешеходы склонны выбирать более доступные учреждения и магазины на своей стороне улицы, избегая необходимости преодолевать препятствие в виде подземного перехода. Эффект усиливается в непогоду, а также зимой.
Тем не менее подземные/надземные переходы могут быть и полезны, если использовать их вне плотной застройки — на автомагистралях, загородных трассах и многополосных шоссе. Однако в центре города такие переходы чаще являются признаком того, что муниципалитет не разобрался со своей улично-дорожной сетью и фактически расписывается в беспомощности.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции