Асфальтовый завод, работающий на базе Специализированного дорожного предприятия, планирует произвести в этом году около 40 тысяч тонн асфальта, первая партия в 20 тонн пойдёт на ремонт улиц.
— На сегодняшний день определены только участки по ямочному ремонту. Но мы участвуем и в конкурсах на капитальный ремонт дорог, — отмечает главный инженер МУП «СДП» Иван Ситников.
Одна тонна асфальтобетонной смеси стоит от 2700 до 3700 рублей, в зависимости от рецептуры. При использовании более дорогого битума стоимость производства смеси и строительства дороги возрастет в несколько раз, при этом нет гарантии, что это поможет продлить срок службы асфальта на дороге.
— Под асфальтом может находится основание, уложенное 20–30 лет назад, и в результате поднятия водной основы или заполнения илистыми частичками основа разрушается. Мы видим, что идет разрушение покрытия, но его причина не в качестве асфальта, — заверяет Иван Ситников.
Для производства асфальта нужны битум, щебень, песок, различные добавки. От их качества и пропорций в асфальтобетонной смеси будет зависеть срок службы дорожного полотна. Все компоненты для приготовления смесей на заводе закупают в других регионах, например в Башкирии. Щебень в Кургане только дробят до нужного размера.
— Какой фракции щебень использовать, зависит от рецепта бетона. В сезон доходит до 12 рецептов. В зависимости от того, какие виды работ производим (основание асфальтобетонное, либо покрытие асфальтобетонное) применяется тот или иной тип смесей, — рассказывает Ситников.
Битум везут в основном из Уфы — обычно именно этот город выигрывает тендер на поставку. Качество битума проверяется в лаборатории завода. Иван Ситников говорит, что сейчас для производства асфальтобетонных смесей битум используется не высшего качества. Лучшим считается полимерно-битумное вещество, но для климата Зауралья, считает Ситников, оно не нужно, да и производство слишком накладно.
— Его стоимость в разы отличается от битума. Мы можем его использовать в производстве, но заказчик работ должен на него предварительно давать заявки, потому что объем выпускаемой продукции небольшой, а цена высокая — объясняет Иван Ситников.
Каждая партия асфальтобетонной смеси проходит проверку в лаборатории завода. На дороги попадает только смесь, получившая паспорт качества. В 2017 году на заводе поставили установку для введения адгезионных добавок в битум. Они повышают качество сцепления твердого материала, например, щебня с битумной составляющей.
— В битумную основу добавляются эмульгатор и вода, что позволяет при распределении материала на объекте при заходе технологического транспорта на укладываемую полосу предотвратить налипание на колеса, так как битум находится в воде. Вода испаряется за 2–3 часа, а битумная составляющая остается, — объясняет технологию главный инженер МУП «СДП».
В этом году в Кургане кампания по ремонту дорог начнется, когда температура воздуха будет стабильно превышать +5 градусов.
Екатерина Лопатина