
Помимо уровня локализации в законопроекте прописали сведения, необходимые для внесения автомобиля в региональный реестр такси
На этой неделе Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях резонансный законопроект о локализации такси. Ждет ли нас рост цен на такси, и спасет ли инициатива отечественный автопром, как задумывали авторы? Разбираемся.
Законопроект о локализации такси предлагает использовать для перевозки пассажиров отечественные автомобили, так как сейчас сфера сильно зависит от импортных поставок запчастей и «уязвима к санкционному давлению» — так объясняли его необходимость авторы.
Уровень локализации произведенного в России оценивают с помощью системы баллов. Правительство РФ ввело ее в 2015 году, и действует она для всего, что изготавливается на территории страны. Минпромторг разработал ее, чтобы отсеивать производителей на госзакупках, упростить передовикам доступ к господдержке и тем самым стимулировать их больше производить внутри РФ.
Правила начисления баллов объясняет постановление № 719 от 17 июля 2015 года и уточняет № 661 от 25 мая 2019-го. Простыми словами оно звучит так: чем меньше в товаре иностранных компонентов, тем больше баллов он получит.
Предложения внесли еще в ноябре 2023 года, в январе 2024-го документ был принят в первом чтении и с тех пор лежал без движения.
— Внесение предлагаемого изменения обеспечит дополнительное стимулирование спроса на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли. Дополнительным эффектом станет стимулирование зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России, что позволит рассчитывать на приток дополнительных инвестиций в отрасль, — отмечали авторы инициативы.
15 мая 2025 года законопроект № 481272-8 в итоговом чтении поддержал 321 депутат Госдумы, 22 парламентария воздержались, голосов против не было. Если его одобрит Совфед и подпишет президент, вступит он в силу с 1 марта 2026 года.
Если закон вступит в силу, таксисты, которые захотят работать легально, должны включать автомобили в специальный реестр. Чтобы туда попасть, авто должны подходить под определенные требования, под которые изначально подпадали только машины АВТОВАЗа. Позже, во время обсуждения законопроекта, норму смягчили, добавив машины, «произведенные в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), заключенного с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года». Список пополнился собранными в Калининградской области BAIC и Kaiyi, а также электромобилями Evolute.
Чтобы попасть в региональный реестр легковых такси, нужно также предоставить марку, модель, год выпуска, госномер и идентификационный номер ТС или его основного компонента (если автомобиль не имеет стандартного VIN-номера). Если данные не совпадут, машину в реестр не включат.


Сразу оговоримся: новые требования не коснутся автомобилей, которые уже попали в реестр до 1 марта 2026 года. Кроме того, для Калининградской области, Дальнего Востока и регионов Сибири дадут отсрочку в несколько лет.
Депутат Госдумы от Курганской области Сергей Лисовский назвал закон своевременным, но с важным дополнением. Он отметил, что многие лишь подрабатывают на своих машинах и не являются профессиональными таксистами. Эту категорию граждан в законопроекте не учли.
— Закон очень важный, надо было принимать давно, поддерживать наших российских производителей. Но в то же время у нас, к сожалению, выпадает категория, которые подрабатывают на своих машинах, делают 1–2 ездки в день и работают, в современном названии, агрегаторами. И это очень существенное количество людей — от 2,5–3,5 миллиона человек. <…> Если взять нашу Курганскую область, у нас основную часть перевозок осуществляют именно люди такой категории — самозанятые на собственных машинах. Они покупали машины, не думая о локализации, покупали то, что могли и что нужно для семьи. В основном, если взять Урал, Зауралье, Сибирь, Дальний Восток — это машины крупные, — отметил он.
Лисовский добавил, что эта категория не сможет брать заказы, что приведет к уходу в тень, поэтому закон нужно доработать и отделить профессиональных таксистов от подрабатывающих водителей.
— Уже образуется много чатов, телеграм-каналов, где есть службы, которые нигде не зарегистрированы, и, к сожалению, растет преступность в отношении как водителей, так и пассажиров. Закон полностью поддерживаю, но считаю, что его нужно доработать, учтя ту категорию людей, которые работают на своих машинах, учесть, чтобы они могли работать и не менять свои машины, — добавил он.
Выступление Сергея Лисовского на обсуждении законопроекта в Госдуме
Председатель Госдумы Вячеслав Володин во время обсуждения призвал депутатов поддержать инициативу.
— Если мы этот законопроект не примем, встанет АВТОВАЗ, — обращался к депутатам Володин во время обсуждения на заседании Госдумы.
В пресс-службе АВТОВАЗа, кстати, принятие законопроекта комментировать не стали.
Обращение Вячеслава Володина к депутатам
В агрегаторе «Яндекс.Такси» коротко отметили, что закон потребует существенной адаптации отрасли такси к новым требованиям.
— Важно сохранить доступ в профессию для тех, кто работает в такси на личном автомобиле и не лишить их основного или дополнительного заработка. Мы продолжим взаимодействие с автопроизводителями и рассчитываем на диалог с властями, чтобы защитить интересы и права водителей и пассажиров, — сообщили Городским медиа в сервисе Яндекс.
Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников отметил, что авторы законопроекта не обращались к участникам рынка.
— Поэтому были направлены отраслевые обращения в адрес президента, правительства, председателя Госдумы. За прошедший год после принятия законопроекта в первом чтении об ошибочности такого подхода заявляли представители всех деловых объединений России, ассоциации и союзы бизнеса такси, профсоюзы, объединения самозанятых, общества потребителей и пассажиров, крупнейшие участники рынка, в том числе сервис «Максим». Все аргументы были проигнорированы.
По данным сервиса «Максим», в городе Кургане всего 18% от общего количества легковых автомобилей, на которых выполняются заказы на поездки, отечественные.
— В центральной части страны у партнеров сервиса доля отечественных автомобилей в среднем от 20 до 40%, на Урале и в Сибири — около 30%, в восточной части страны не превышает 5%, — поясняет Павел Стенников.
Он поясняет: резких изменений в компании не ждут, так как с 1 марта 2026 года в реестр легковых такси нельзя будет внести не локализованный автомобиль, а уже внесенные в реестр остаются там бессрочно, пока их не снимут с учета в ГАИ или не исключат из него.
— Машины из автопарков, которые эксплуатируются круглосуточно, заменяются в среднем через 3 года. По возможности те перевозчики, которые не готовы перейти на отечественный автопром, постараются обновить авто и внести их в реестр такси до 1 марта.
Однако норма не учитывает важное обстоятельство. Основной инструмент обновления автопарка — это лизинг. Он доступен только юридическим лицам. Физическим лицам (самозанятым) этот инструмент недоступен, они получили еще одно невыполнимое требование. Те водители, кто захотят получить разрешение на деятельность такси, но не имеют возможности или желания менять свой хороший автомобиль на отечественный, не смогут войти на рынок такси, — отмечает собеседник.
По его прогнозам, сложнее всего будет Дальнему Востоку (региону дадут отсрочку до 1 марта 2030 года).
— Например, в Приморском крае у наших партнеров-перевозчиков всего 0,3% автомобилей отечественные. Фактически должна поменяться структура авторынка, которая на Дальнем Востоке формировалась более 30 лет и резко отличается от других частей страны. <…> Пока непонятно, как четырехлетняя отсрочка для Дальнего Востока (01.03.2030) и двухлетняя для Сибирского федерального округа и Калининградской области (01.03.2028) решит эту проблему.
За пять лет, с начала 2020 года, продукция АВТОВАЗа подорожала в 2–3 раза. Если эта тенденция сохранится, а запрет на использование в такси других автомобилей этому способствует, то и цены на поездки увеличатся. Ценообразование на российском авторынке — это отдельная большая проблема.
Комментируя утверждение авторов законопроекта о том, что мера поддержит автопром, Павел Стенников отмечает, что стратегически с учетом санкций это верный шаг, но баланс интересов автопроизводителей и перевозчиков в законопроекте не соблюден.
— Ограничение конкуренции точно не приведет к достижению технологического суверенитета отечественной автомобильной промышленности.
Ни в одном государстве мира, в том числе имеющим свой автопром, не существует административных, законодательных запретов на использование в такси автомобилей конкретных марок и стран производства. Развитой мировой практикой являются экономические программы стимулирования спроса на отечественный автомобиль (где есть свои автопроизводства), постоянная разработка и совершенствование автомобилей, специально выпускаемых для использования в такси, — уверен собеседник.
Что касается подходящих под требований моделей, не все они устроят пассажиров, привыкших к комфорту.
— На сегодня считаются соответствующими норме Lada Granta, Vesta, Iskra и Aura, «Москвич-3», «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8. Электромобили Evolute i-Pro и i-Joy. Эти машины соответствуют тарифам «Эконом» и «Комфорт». В тарифы «Бизнес» и «Минивэн» отечественному автопрому предложить нечего, — сказал он.