![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/fd/c9/5afdc9dc4f360519747938ff56547ecf/656x438_1:5723_1d988c45a50abef41283f9b3bd0198bc@1200x800_0xWNjEtW2B_4367235302255366391.jpg.webp)
— Шум моторов прекратился у горы, и на ее вершине моментально увеличилось пламя. Перед этим послышался большой силы звук вроде удара, — так рассказывал о крушении самолета один из свидетелей.
Эта авиакатастрофа произошла на территории южноуральского национального парка «Таганай» 79 лет назад — в августе 1944 года. При падении самолета ДБ-3 не выжил никто из четырех членов экипажа, но найти удалось только тело командира — 22-летнего Анатолия Шубина из Екатеринбурга. Еще трое — штурман из Москвы и курсанты из Курганской области и Башкирии — поначалу числились без вести пропавшими. О том, что произошло с молодыми военными, выяснить удалось только в 2023 году. Рассказываем, как произошла трагедия и кем были погибшие летчики.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/50/d3/df/50d3df619c717a57f9d4e8f34030274b/984x984_1_d2499a435519dfdf28e1e5d94d10ded8@1080x1080_0xo1HYRksr_7778450445631196305.jpg.webp)
О том, что на Таганае упал самолет и его обломки до сих пор лежат среди скал, слышали многие туристы, побывавшие в национальном парке. Некоторые даже добирались до места крушения и видели фрагменты крыльев и фюзеляжа. Обломки сохранились в горах до нашего времени, ведь место крушения расположено в стороне от основных троп — на хребте Малый Таганай. Однако долгое время никаких подробностей происшествия известно не было. Самолет военный, крушение произошло в годы Великой Отечественной, и правду потомки узнали во многом благодаря поисковикам-волонтерам.
— Во всех семьях никто ничего не знал. Племянник одного из курсантов, Фарита Саттарова, нам сказал: «Мы даже не знали, что он здесь погиб. Думали, его на фронт отправили». Фарит же был пропавший без вести, и больше семье ничего не сообщали, — рассказывает Светлана Кленова, изучающая ту авиакатастрофу. — Семья штурмана Леонида Каюрова узнала случайно — в 2015 году. Тогда отряд «Ориентир» поставил стелу на месте катастрофы на Таганае. Сняли видео об этом, прислали семье. Только тогда, в 2015 году, Каюровы узнали, где была катастрофа.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/af/63/06af63f2ebcdd4b7c67e13c0ec203589/656x438_1:5723_504d7d44283a23200f8cad44f57e603f@3000x2000_0xjlW0ojG8_2207252628155085346.jpg.webp)
Могила неизвестного солдата
Никто из погибших на Таганае летчиков родственником Светлане Кленовой не приходится, но изучение падения самолета стало для нее личным делом. Вообще-то про профессии она парикмахер, живет и работает в селе Бродокалмак — в 70 километрах от Челябинска. Несколько лет назад случайный разговор вывел Светлану на путь поиска информации о советстких авиакатастрофах.
— Знакомая, Ольга Николаевна, как-то перед 9 Мая случайно обмолвилась: «Моя бабушка во время войны хоронила летчика, молодого курсанта». Я удивилась: «Что? Как?», — вспоминает Светлана. — Оказалось, у нас возле Бродокалмака в 1943-м упал самолет — разрушился в воздухе. И утром женщина из соседней деревни, Анна Захаровна, нашла летчика. В то время мужчин не было, все на войне. Женщины погрузили тело на телегу и отвезли на кладбище.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/10/c0/6210c0a26ca609d126dbd5ac5b619579/656x438_1:5723_b6d2dc2d5014c625725cd5d06e19e40d@3000x2000_0xyDRUTk9O_0942526643687123889.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/95/c8/c5/95c8c5d17605407e073d7767613048dc/656x438_1:5723_51a7c901f85b54ca1e82f666b84b304c@3000x2000_0xycIn06oy_9766224540527093586.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/1b/0b/221b0b536fe92fa9d7f1826394802620/656x438_1:5723_44de9e3ec5ae85568bbd72b29b507f4a@3000x2000_0xGCuMyYPm_3734693401643859833.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/f5/14/9ff514774f13cc6044a6ba242e0fd9ee/656x438_1:5723_aa51b649983fcac1f8c2c4c2b7d4420e@3000x2000_0x7nWcnes0_1486193172046878588.jpg.webp)
Имени погибшего женщины не знали, поэтому похоронен он был безымянным. Но Анна Захаровна о летчике не забывала и часто говорила о нём с детьми, а потом и с внуками.
— Когда приходили на кладбище, она говорила: «Веник не выбрасывайте, еще у летчика мести надо», — вспоминает рассказы знакомой Светлана Кленова. — Эта могила нам досталась как холмик.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/35/6a/f2356a7ab4ee80dccce63e31f68ca2c4/656x438_1:5723_686f261b23761ae6b76b7585d55f0ac6@3000x2000_0xifpt1MXd_7620057148000847745.jpg.webp)
Мысль о погибшем летчике не давала покоя Светлане Кленовой, и она начала поиски. Выяснила, что катастроф в их районе было даже две, в 1941 и 1943 году. Обе — с курсантами Челябинского высшего военного училища штурманов, которое в то время называлось школой летчиков-наблюдателей. В целом же в период ВОВ на Южном Урале было шесть авиакатастроф с учебными самолетами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/bd/a7/d4bda7120dcfd3c3a7e09c742cc2b6e2/656x430_1_9fa15a82917825e344651f16d0b834ce@2128x1394_0x9CC2qydd_8102998941831485201.jpg.webp)
Сначала, признаётся Светлана, заняться хотела только теми случаями, что произошли рядом с родным селом, а затем поняла — остановиться уже не получится. Тем более что работали они уже в паре — вместе с поисковиком из Челябинска Розой Фаттаховой.
— Роза мне как-то говорит: «Нас теперь 16 человек. 14 летчиков и мы с тобой», — рассказывает Светлана Кленова.
Что было известно о катастрофе на Таганае
Беглый поиск в интернете по катастрофе на Таганае информации дает немного. Датой считается 12 августа 1944 года. Местом — вершина Шабаш на хребте Малый Таганай. Сразу после крушения найти удалось лишь одного погибшего — командира экипажа. Его вскоре похоронили в Златоусте. Тела еще трех человек так найдены и не были.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/35/50/c93550cd3966bb911e0190782c3af966/656x492_1:5723_268c3b0f9413b970aae7de5da0ed4135@3000x2250_0xOKyfrkKc_0417698772341685633.jpg.webp)
Светлана Кленова после обсуждения ситуации с военными выяснила: эта авиакатастрофа — достаточно рядовая. У командиров в то время был приказ оставаться за штурвалом до последнего, чтобы увести самолет от населенных пунктов и жилых домов. А вот курсанты обязаны были выпрыгнуть с парашютом — в расчете на то, что удастся спастись хоть кому-нибудь. Однако выживали далеко не все, ведь в момент крушения самолеты резко теряли высоту.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/de/95/58/de955815f7e805ae275ba5fd9c0cad10/656x492_1_cbc2e5b29d6ab9c060c7b1c29ede416d@2560x1920_0xbWdacvBO_3394629964836006454.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/0d/17/2b0d175c449c871672c2752ab18f5424/656x492_1_2d65854f486977f92a3ea85ac56dfae8@2560x1920_0xjNjgLhl7_5070311614123578389.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/39/fb/be39fb5aac376680e05adb7fd0f72a2c/656x438_1_b942c98bb7f71a0029ca0b93aaaf770d@1280x853_0xmfvTulj1_2393465995342760976.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/44/a6/6a/44a66a43d86d83c2f2f13a40a1153d63/656x492_1_34e59aba7303f54eb5a60593cc49e6ef@2560x1920_0xb50xuDK0_4120733894836089094.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/e9/b8/00e9b847610cd1a86b9c005d9a088269/984x1312_1_6a1e0b175aa738b83929e254bd025175@1536x2048_0xkz0BAc2m_9872444477694695254.jpg.webp)
В 2010-х катастрофой на Таганае заинтересовалась группа волонтеров. На месте крушения самолета ДБ-3 был установлен небольшой обелиск с именами летчиков, затем обследована прилегающая территория — найдены обломки крыльев, фюзеляжа, двигатель и другие части самолета. Как именно произошла катастрофа, оставалось неясным. Одна из возможных версий — ошибка экипажа. Взяв слишком маленькую высоту, например, в условиях непогоды, летчики могли просто не увидеть приближающуюся вершину.
Ошибка экипажа?
Версию с ошибкой экипажа рассматривали и в 1944-м, во время проведения расследования о катастрофе. Документы об этом Светлана Кленова обнаружила в архивах Министерства обороны РФ в Москве. Изучив записи, жительница Бродокалмака выяснила: в ошибку командира Анатолия Шубина не верил никто из его сослуживцев.
— Имеет особую способность в овладении слепыми полетами. На самолете ДБ-3 летал днем и ночью, техника пилотирования — «отлично», — зачитывает Светлана Кленова характеристики на Анатолия Шубина, собранные после авиакатастрофы. — Имел вполне достойный налет как днем, так и ночью. Умел выполнять ночные полеты с курсантами даже в осложненных метеусловиях.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/3f/f0/cb3ff02bc180155775102844dd4d0fe2/656x438_1:5723_501cfafaed7a9e870851ab47b2274dbe@3000x2000_0x36xUCnnZ_7004050436235336528.jpg.webp)
Таких посадок — ночью, в осложненных метеоусловиях — у Анатолия Шубина к тому моменту уже было уже шесть.
— Производил посадки при отказе мотора. Производил посадки при отказе показателей скоростей. Производил посадку при закрытом аэродроме. Садился на озеро, — зачитывает Светлана Кленова фрагменты из рапортов. — Все посадки производил отлично. Лейтенант Шубин по этому маршруту летел 14-й раз.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/45/ac/8445ac5370e2a8a9a7737b0743810710/656x434_1_7efdac8116641f61b57d5640dfc0e1dd@2108x1392_0xW2Fyye8I_9577599995460247871.jpg.webp)
Опыт полетов у Анатолия Шубина был на разных типах самолетов — У-2, Р-5, СП, ДБ-3.
— Если создается сложная ситуация, в них ведет себя правильно, в воздухе ведет себя спокойно, — говорили о командире экипажа сослуживцы. — Выдержан, бдителен, военную тайну хранить умеет. Дисциплинирован, но иногда допускает обсуждение действий и приказаний старших командиров. Энергичен, решителен, умеет свое решение организовать и привести в исполнение. Как командир не допускает слабый контроль.
Хронология и показания свидетелей
Катастрофа произошла в ночь на 12 августа 1944 года. Из Челябинска, с территории школы летчиков-наблюдателей, самолет вылетел 11 августа в 21:16. На борту были командир Анатолий Шубин, штурман Леонид Каюров и два курсанта — Фарит Саттаров и Михаил Рязанов. Выполнить нужно было ночной учебный полет — по 79-му упражнению. В маршруте значились Карталы — Париж — КПП Бишкиль.
— Вот представьте, Челябинск — как солнышко круглое, а вокруг него прямоугольники-лучики. Это были районы слепых полетов, только по ним разрешались учебные вылеты, — объясняет нам Светлана Кленова. — Пять градусов в сторону — уже нельзя. Выбирали участки, где нет населенных пунктов. И по этим районам летали учебные самолеты, так обучали курсантов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/4f/11/9a4f11ed16b1308a23ed8584e547d082/656x438_1:5723_007a1d0d868516d309bbf62013b30f31@3000x2000_0xoo0JhXQd_6855927394147088183.jpg.webp)
Причем до таких полетов в то время допускали только отличников, добавляет Светлана. Курсантов было очень много, а самолетов мало, поэтому некоторые учились в основном на тренажерах.
— За время войны в ЧВВАКУШе выучили шесть тысяч курсантов. Летчики, которые уходили на фронт, садили рядом с училищем сосенки. И у них там стоит большой-большой лес, — рассказывает Светлана.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/42/a3/69/42a369dbd11c2c827b1e847c5eb2739b/656x492_1:5723_d16f0fe64b245face665408ee24d8759@3000x2250_0xwGOeJBO3_5072698015938421313.jpg.webp)
Упал самолет в 10 километрах от Златоуста. Свидетели рассказывали, что та ночь в городе была темная. Пасмурная погода началась еще днем, стемнело рано, к тому же между гор был сильный туман. Звезды появились на небе только во втором часу ночи.
— В данном полете с самолета было получено четыре радиограммы, что всё в порядке. Последняя получена в 22:26: «Пролетели Карталы», — цитирует архивные документы Светлана Кленова. — Самолет ударился о юго-восточную скалистую вершину горы правой плоскостью — правым крылом и правым мотором, которые в разрушенном виде здесь и остались. Правая плоскость совершенно разрушена и обгорела. Правый мотор находится в 12 метрах от места удара. Разрушен и облит маслом, но не горел. Винт разлетелся на отдельные части. Лопасти имеют разрушения. Другие части самолета найдены вместе с экипажем на северном и северо-восточном склоне.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/4a/b4/204ab4c61900707e05d561adc7a7f876/656x492_1_20a15a1f2a1ed0d3dfb112fdec2a0e61@2560x1920_0xA506HVnv_5763043848498784531.jpg.webp)
Есть в материалах расследования и показания свидетелей. Так, летящий в сторону Таганая самолет той ночью видела старший кондуктор поезда № 55 (фамилия не сохранилась), который следовал из Челябинска в Златоуст.
— Из самолета, который пролетел в это время над станцией Уржумка, была выброшена ракета. Наблюдая затем за самолетом, я лично слышала в воздухе удаляющийся гул, — давала показания кондуктор. — Сам самолет не было видно. Времени было 22:28. Самолет удалялся в сторону города Златоуста.
Еще через пару минут самолет видели курсанты Златоустовского пулеметного училища.
— 11 августа 1944 года примерно в 22:30 я был дневальным по четвертой роте в лагере. Стоял на посту и услышал большой шум моторов самолета, который летел в районе расположения тюрьмы города Златоуста, — рассказывал один из курсантов. — Когда я хорошо присмотрелся, то увидел, что в районе расположения тюрьмы в сторону горы Малый Таганай летел самолет, освещенный огнями. На высоте примерно тысячи метров. Не долетая до горы примерно 400–500 метров, самолет был объят большим пламенем. В это время я заметил, что от самолета отделялись отдельные клубы огня, которые падали на лес у подножия горы Малый Таганай. До появления большого пламени на самолете гору видно не было.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/24/05/202405136674a8b322b86f6ebb84ea8e/656x438_1_dc34f9616fda4e3c12ae159cc6e81c67@1280x853_0xpOcP0nXw_7513218399932717285.jpg.webp)
То, что самолет загорелся еще в воздухе, до столкновения с горой, подтверждал и еще один свидетель — курсант Александр Шадрин.
— 11 августа 1944 года я находился в палатке лагеря пулеметного училища. Примерно в 22:30 лагерь осветился сильно. Я не понимал, в чём дело, — рассказывал на допросе Александр. — Вышел из палатки и увидел большое пламя, летящее по направлению к горе Малый Таганай. Расстояние между горящим самолетом и горой было примерно 300 метров. Точно не могу определить. Когда летел горящий самолет, я увидел под его низом лес.
Курсант на допросе признавался, что в самолетах разбирается слабо, но сразу понял, что с летящим бортом что-то не так.
— По шуму было понятно, что моторы работали ненормально, слышно было перебои в работе моторов, — объяснял это свое понимание курсант на допросе. — Шум моторов прекратился у горы Таганай, и на ее вершине моментально увеличилось пламя. Перед этим послышался большой силы звук вроде удара. Через несколько минут пламя появилось в нескольких местах на вершине горы. Сразу было слышно два взрыва, было видно появление пламени в двух местах.
Обломки самолета в итоге нашли местные жители и курсанты пулеметного училища. Рядом лежало тело командира экипажа.
Командир Анатолий Шубин
Анатолию Шубину на момент гибели было 22 года, но летчиком он уже был опытным. До прихода в ЧВВАКУШ жил в Екатеринбурге, на улице Ленина. Выпускник второй школы, он одновременно занимался в аэроклубе. Окончил Свердловскую первоначальную школу пилотов.
— Анатолий Шубин родился в семье кадрового военного. Его отец, Григорий Николаевич, до революции был фармацевтом, затем участвовал в Великой Отечественной войне — был капитаном медицинской службы, — рассказывает Светлана Кленова о семье Анатолия. — Мама, Елена Георгиевна Шубина, работала медицинской сестрой в военном госпитале Екатеринбурга, а во время войны ее отсылали в разбитый Воронеж. Там она в эвакогоспитале лечила раненых.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/dc/2b/1bdc2b194ba792c3ef47bee3d818e5e5/656x438_1:5723_d38ca436fc53109c4561c2ff93439e52@3000x2000_0xc9UOnmfQ_6809016486938429447.jpg.webp)
У Шубиных было двое детей — сын Анатолий и дочь Татьяна, младше него на два года. Молодой летчик обзавестись семьей и детьми до гибели не успел, но племянница погибшего летчика Наталья Михайловна живет в Екатеринбурге до сих пор. Светлана нашла ее.
О том, что произошло с Анатолием Шубиным, родные узнали не сразу. В семье хранилось письмо от замолита, отправленное в октябре 1944 года — спустя два месяца после катастрофы. Некоторые буквы расплылись от упавших слёз, но содержание до сих пор читается.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/6d/d8/fa6dd8d5897890794d87e22948b40746/656x438_1:5723_4b866f031bf3e5b112b6185e0bf26369@3000x2000_0xfy039XZZ_0383912193690614914.jpg.webp)
— С 14 на 15 августа ваш сын Анатолий при выполнении служебных обязанностей погиб смертью храбрых. Вся наша часть понесла тяжелую утрату, — писал замполит отцу погибшего Анатолия Шубина. — Анатолий похоронен со всеми воинскими почестями в городе Златоусте, на кладбище Соколиная гора.
По всей видимости, речь шла о кладбище Сорочья гора в Златоусте, но где именно там находится могила летчика, неясно. Волонтеры сейчас ищут тех, кто знает точное место захоронения. Ошибочна и указанная в письме дата гибели Анатолия. Это, кстати, не единственный подобный пример. У других погибших членов экипажа даты в официальных документах тоже разнятся. Есть варианты с 11, 12 и даже 23 августа, но сейчас сложно понять, в чём причина ошибок.
— Наталья Михайловна рассказывала, что после войны к маме Анатолия Шубина приезжал его друг. Он был военным переводчиком, знал очень много языков, потом он уехал в Германию, — говорит Светлана Кленова. — В интернете Анатолия обвиняют, что он в гору влетел. А если он в гору врезался, это значит, что он летел неуверенно, неправильно. Но у него было другое. Самолет загорелся в воздухе, когда до горы было 400 метров!
Штурман Леонид Каюров
Найти Светлане Кленовой и Розе Фаттаховой удалось и родных погибшего в катастрофе Леонида Ивановича Каюрова. Ему на момент гибели было 20 лет. Уроженец Бауманского (теперь он называется Басманным. — Прим. ред.) района Москвы, Каюров до ЧВВАКУШа успел окончить первую школу ВВС Москвы.
— Его мама, Прасковья Павловна, была фельдшером. Папа, Иван Акимович, работал в Минздраве Москвы. Был еще брат Борис, 1933 года рождения, — рассказывает Светлана Кленова. — Мы в этом году нашли племянника Леонида Каюрова — Александра, сына Бориса.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/8b/48/5a8b48b98a3c5bd41f2c63721f334412/612x816_1_92434e42ba69eff5277760be51c7408d@612x816_0xV5Fw6qYE_0267281894865101050.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a0/49/c4/a049c411c7535634aaf5e4dabed26fbf/600x800_1_2bcbd2168cae6278e4be61cb899dd998@600x800_0x9EZAbjf3_0175986212246589937.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e2/22/2b/e2222b1a380de4b3dbbd4221ab08bb01/612x816_1_1bffa51036d21c6ba18618e6b0a750ae@612x816_0xlhIesDzT_1136275882027849898.jpg.webp)
— Его мама очень сильно переживала, потому что до 2015 года не было никакой информации о нём. Пропал — и всё, — рассказывает Светлана Кленова. — Когда летчики погибли, в тумбочке в ЧВВАКУШе остались личные вещи. И товарищ Леонида привез эти вещи семье, они у них до сих пор хранятся.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/c0/f1/a2c0f11cd28a3b5971fd53bef0aa8ee9/612x816_1_175be5db9d282cc9122125f8a3f1c589@612x816_0xAOIxI0Ob_6565990846564612963.jpg.webp)
Профессионализм штурмана Каюрова коллеги тоже оценивали высоко. Активный, аккуратный, трудолюбивый, исполнительный, политически развит — говорится в характеристиках.
— Программу штурмана АДД (это значит авиации дальнего действия) усвоил на отлично, — зачитывает Светлана Кленова. — Летает с желанием, в длительных полетах вынослив. Хороший строевик, может самостоятельно подготовить и выполнить боевое задание в сложных метеоусловиях. Подлежит к выпуску из школы с присвоением воинского звания «младший лейтенант».
Впрочем, гибель Леонида Каюрова была не только боевой потерей, но и личной драмой.
— У Леонида была невеста в Москве, ее звали Нина, — рассказывает Светлана Кленова. — Они были ровесниками, она писали ему письма сюда, в Челябинск. После гибели Леонида его невеста Нина записалась в медсестры, отучилась, и ее отправили на фронт. Я спрашивала племянника Леонида, знает ли он что-то о судьбе Нины. Он ответил: «Нет, больше никто о ней ничего не знает».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/84/29/b18429df9130326ece91a7aa3a58c020/614x1024_1_6c15c8af29ba7b56443e3415406f9df6@614x1024_0x5h6PW4Ba_5861922254923402027.jpg.webp)
Погибшие курсанты
Еще двум погибшим в катастрофе было по 18 лет. Курсанты Фарит Саттаров и Михаил Рязанов учились на стрелков-радистов.
— Фарит Рахимзянович Саттаров родом из Башкирии, из деревни Карманово Янаульского района. Он родился в 1926 году, — рассказывает Светлана Кленова. — Мы нашли его племянника, его тоже зовут Фарит. У погибшего курсанта была младшая сестра, и она назвала своего сына в честь брата. Он живет в том же доме, где жил дядя. Когда мы с ним разговаривали, племянник плакал: «Покажите могилу дяди, мы туда поедем».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/01/20/590120821ac020048194d879ad43afab/656x135_1_b22f80b1098321aede293082ae734e5c@1690x346_0xbyjK07C1_6926918361457806436.jpg.webp)
Фарит Саттаров был из крестьян, перед поступлением в ЧВВАКУШ окончил семь классов школы.
— Мама курсанта воспитывала троих детей — Фарита и двух дочерей — одна, его отца убили белогвардейцы. И когда они работали на огороде, и летел самолет, Фарит прямо замирал и говорил: «Я всё равно летчиком стану». И, видимо, потом, когда набирали парней в летчики, он прошел отбор, — рассказывает Светлана Кленова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/60/b8/2960b8a4e8be40d4a09b33da89c76275/656x438_1:5723_c9e735626999866433bbc12762c7f08a@3000x2000_0xPwO00Evy_0524164382165190279.jpg.webp)
А вот родных курсанта Михаила Рязанова Светлана Кленова и Роза Фаттахова ищут третий год. Известно о нём пока немногое. Родился в Курганской области, жил в селе Заозерном в Галкинском районе. В армию попал в 1942 году.
— Образование восемь классов средней школы, беспартийный. Окончил челябинскую школу радистов-стрелков в 1943 году, — говорится в найденных документах. — Курсант Рязанов Михаил Егорович показал себя как отличный радист. Материальную часть знает отлично, связь в воздухе всегда отличная. Изучает радиостанции разного типа. Принимает 15 групп Q-кодов в минуту. Дисциплинирован, физически развит хорошо, морально устойчив.
К поискам родных курсанта пытались подключать поисковиков, администрацию, архив.
— Мы учились читать метрические документы. Был интересный поиск, который, как я думала, к чему-то приведет, — рассказывает Светлана Кленова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/20/8f/32208f105ef0972fee7a615af2944f3f/656x438_1:5723_515c05d2b756dd00897661c049b14421@3000x2000_0xfWU6GQ3c_8795686782413265373.jpg.webp)
В архивах найти удалось упоминание исповеди семьи Рязановых от 1910 года. Тогда в церковь вместе с родителями пришли пятеро сыновей и две дочери.
— Там какие-то столбики, цифры, имена, — рассказывает Светлана Кленова. — Я высчитала все даты рождения у мужчин, а Роза нашла их на сайте «Память народа». Из этой семьи воевали все, вернулись все, кроме одного. Один из этих сыновей — Егор, и мы думали, что это семья нашего курсанта. Но пока всё запутанно, и мы никак не можем найти его родных.
Возможно, кому-то из наших читателей имя погибшего курсанта окажется знакомым. Свяжитесь с редакцией, если можете помочь волонтерами в поисках.
Дело чести
Поиск родных погибших — не единственное, чем занимаются сейчас Светлана Кленова и Роза Фаттахова. Еще одна их цель — добиться возобновления поисков на месте крушения самолета.
— Я хочу курсантов все-таки поискать. Они же попрыгали, из всех самолетов они при падении прыгали. Я верю, что они всё еще там лежат, — объясняет Светлана Кленова. — Потому что в 2020 году в августе нашли останки летчиков Агубечира Кцоева с Николаем Талалихиным. Их самолет упал в 1941 году, а нашли их в 2020 году в Мурманске в сопках. Было несколько попыток туда добраться. Московский отряд «Обелиск» этим занимался и мурманский «Икар».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/79/21/6879216d4db9d1611d6c9b8cf2fff46d/656x438_1:5723_bf886aa7a268418789ff403bd3ba1f7f@3000x2000_0xmyY1iteb_0225882695331633393.jpg.webp)
С поиском челябинских летчиков, надеется Светлана, им смогут помочь курсанты ЧВВАКУШа и нацпарк «Таганай». И, возможно, спустя почти 80 лет удастся похоронить с воинскими почестями весь погибший экипаж.
Авиакатастрофа на Таганае — не единственное ЧП, о котором не говорили в советское время. 16 мая 1972 года в курортном городе Светлогорске Калининградской области военный самолет Ан-24 упал на детский сад, погибли 35 человек. Вот хроника той трагедии.