Донецкие активисты спасают кошек, пострадавших во время спецоперации. Животные лишились дома и хозяев: кто-то погиб, кто-то уехал... Помогает хвостатым беженцам руководитель приюта «Кошкин Дом Донецк» Евгения Михайлова. Она вместе с мужем увозит животных с мест боевых действий в российские города. Одна из точек маршрута кошкиного дома на колесах — Курган.
45.RU пообщался с Евгенией о том, почему она спасает животных и чем ради этого жертвует, в каком состоянии находятся кошки и как они могут обрести новых хозяев.
«Большинство из хозяев своих кошек не бросали, а именно теряли»
Евгения Михайлова родом из Донецка. У нее свой приют для кошек, этим делом она занимается 27 лет. По профессии она ветеринарный врач, работает медицинским копирайтером. Сейчас занимается спасением животных, руководит мини-приютом «Кошкин Дом Донецк» и пишет об этом в телеграм-канале. В нем же можно узнать, как забрать себе полюбившегося питомца.
Евгения с мужем спасают животных с весны этого года. Хвостатых беженцев вывозят из Мариуполя, Попасной, Рубежного, сейчас животные начали поступать с линии боев из Угледара. Берут для перевозки в основном кошек. Собаки бывают, но нечасто — везти всех вместе проблематично.
— Мы собираем кошек с боевых и разрушенных территорий, как, например, в Мариуполе. Фотографируем, выкладываем у себя в телеграм-канале, стараемся найти старых хозяев. И они находятся! Уже вывезли 145 кошек старым хозяевам. Либо приходится искать новые семьи для кошек, которые явно были домашними, — рассказывает собеседница 45.RU.
Найденных животных сначала держат на базе, там их лечат, держат под наблюдением. Если всё с питомцами нормально — готовят к перевозке.
— Загружаем животных в свой «Ларгус» и увозим. Максимально загружали 44 кошки. Можем уплотнить до 50. По пути их забирают волонтеры и везут в города. Волонтеры из Москвы приезжают сами. Волонтеры из Иваново, например, перехватят часть животных в Саратове и привезут в Курган. Более 100 животных таким способом привезли в Иваново, Москву, Псков, — продолжила рассказ Евгения.
По ее словам, многие животные оказались бездомными не по злому умыслу хозяев.
— Линия боев перемещается, люди теряют своих животных. Большинство из хозяев своих кошек не бросали, а именно теряли. Произошел взрыв, кошка улетела и спряталась, а людям нужно было убегать и эвакуироваться. Или во время бега переноска раскрылась и кошка убежала, вырвалась. В итоге на разрушенных домах осталось очень много животных.
«И тут два варианта. Либо сказать кошкам: "У вас такая судьба, вы умрете от голода", либо пытаться что-то делать. Этим и занимаемся»
«Кто-то из военных догадывается напоить животных, кто-то — нет»
Состояние спасенных кошек плачевное, вздыхает Евгения.
— Все кошки обезвоженные, как высохшие в шкафу шубы. У нас очень жаркое лето. Кошки могут поймать мышку или прибиться к кухням, где едят военные. Но с водой всё очень сложно. Туда ее привозят цистернами. Кто-то из военных догадывается налить ее животным, кто-то — нет. У многих кошек заболевания почек, мочеполовой системы. Лечим их, больных не везем. Животное берем, только если дорогу перенесет. Животные, которые поедут в Курган, сейчас находятся на базе под наблюдением после прививок, — рассказывает собеседница 45.RU.
В дороге муж и жена останавливаются, кормят кошек, выгуливают их в раскладной клетке, чтобы размялись. Когда животных-беженцев привезут в Курган, пока неизвестно. Информацию позже разместят в телеграм-канале.
— Мы не привозим животных в никуда. Везем только тех, на которых отозвались люди или для которых будет передержка. Приют в Кургане заберет 30 животных, по остальным надеемся собрать заявки от жителей. Они обычно выбирают животных у нас на канале и пишут, например: «Привезите нам крупного кота» или «Ласковую кошечку, которая не будет бояться нашей собаки». Мы выбираем животное, согласовываем с будущим хозяином и везем конкретного питомца конкретной семье. В каждом городе назначается конкретная точка разгрузки.
Кличек и имен спасенным животным не дают — этим должны заниматься новые хозяева, говорит Евгения Михайлова.
— Самые популярные клички, которые им дают: Маруся (если кошка) и Марик (если кот). Мы сами присваиваем животным код, чтобы можно было отследить судьбу кошек. Некоторые поступают нам сразу с именами. Например, кот Матвей, у которого погибла вся семья... нам его передал сосед.
По словам Евгении, с такой заботой о животных на себя времени остается немного.
— Ни личной жизни, никаких увлечений, отпуска в этом году не было. Всё время выхаживаем животных, так как почти все они в тяжелом состоянии. Интересы и увлечения тоже отставили. Я занималась спортом с собаками. С начала СВО я не смогла ни одной тренировки со своим псом провести, который чемпионаты в России выигрывал.
Личная жизнь как сочетается? Ну вот с мужем из Москвы едем сейчас. Он тоже помогает. И не мы одни такие. Волонтеры из Иваново, которые к вам в Курган поедут, на десятилетие свадьбы решили вместо курорта посвятить себя такому делу, — рассказала собеседница 45.RU.
«Те, кто берет такого кота, спасают погибающую на развалинах душу»
Евгения отметила, что периодически сталкивается с вопросами от жителей российских городов вроде: «Зачем везти к нам животных? У нас своих бездомных много!»
— Я понимаю, что в каждом российском городе есть животные без попечения либо бездомные. Но они живут возле людей. И если каждый человек примет участие в их судьбе — покормит, отнесет на прививку или кастрацию или возьмет к себе, — понятие бездомность закончится! Если говорить о животных на линии фронта в разрушенных городах — там нет людей. Эти кошки в основном были любимыми и домашними. Но кроме нас туда никто не поедет их полечить, покормить и забрать. Поэтому мы их оттуда вывозим. А семьи, которые их берут в России, они берут не кота, они берут хвостатого беженца, чтобы спасти душу, которая погибает на развалинах, — резюмировала Евгения Михайлова.