Пока курганцы покидают свои дома в затопляемых зонах, волонтеры спасают собак, которые остались в СНТ на привязи. Корреспондент 45.RU посмотрел, как они это делают, и отправился в Восточный.
Анна Зубова и Алена Новикова забрали меня на остановке «Улица Гайдара». Анне 31 год, она председатель общественной организации защиты животных «Ласковый зверь», один из кураторов одноименного приюта в Восточном и общественный инспектор в области обращения с животными (удостоверение выдал Росприроднадзор). 28-летняя Алена живет в Москве, на малую родину приехала в отпуск. Отпуск совпал с половодьем — вода в реке Тобол уже неделю прибывает, поглощая окраины города. Девушки побывали в СТ «Энтузиаст» и направляются в Вороновку.
— В районе Мало-Чаусовского моста все собаки отпущены. Они пока на сухой территории. Мы оставили им еды. Сегодня (16 апреля. — Прим. ред.) побывали практически во всех СНТ, в которые можно заехать за Кировским мостом, в СНТ вдоль шоссе Тюнина. На улице Свободы нашли одну собаку на цепи, хозяева пока находятся на участке. Сказали, что боятся мародеров и собака останется на втором этаже, чтобы охранять дом, — рассказывает Анна.
— А если второй этаж затопит? — волнуюсь я.
— Скорее всего, так и будет…
— Чем собака будет кормиться, если туда не пробраться? На втором этаже она элементарно останется без воды и еды, — добавляет Алена.
— Получается, горожане оставляют собак на цепи, чтобы те охраняли дом до последнего, до конца своих дней? — мой вопрос повисает в воздухе.
Сознательные люди заранее пристраивают своих животных на время наводнения. Как вариант — спускают с цепей, чтобы у собак был шанс выбраться, когда вода начнет подступать. Волонтеры приезжают их кормить. В СТ «Энтузиаст» оставили сухой корм пятерым.
— Собак мы не вывозим, потому что городские площадки приема животных принимают только от хозяев. Если мы сейчас насобираем всех бездомышей, то после окончания паводка их просто выпустят. Тех животных, которые нам встречаются, мы стараемся выводить на незатопляемые, сухие участки и там оставляем еду. Точно так же делалось и при пожарах. Мы всех кучей никуда не сгребаем, — отмечают волонтеры.
У дамбы по улице Гагарина встречаем трех голодных собак. Трехлапого пса Анна узнает: несколько лет назад его приводили в приют «Ласковый зверь» неравнодушные горожане — якобы скитался по Восточному. Спустя три дня приехали хозяева и забрали убежавшего питомца.
Инспекторы ДПС, заглянув в удостоверение Анны, пропускают нас дальше, к Омскому мосту. В ДНТ «Автоузел» мужики утверждают, что тут брошенных собак нет, лая не слышно.
— По ту сторону насыпи надо вам. Либо вот сюда на трассу — и дальше спускайтесь, там тоже много кооперативов, — советуют они.
Движемся по магистрали Р-254 и сворачиваем в СНТ «Автодорожник», где вода подступила к участкам. По словам волонтеров, здесь раньше всего объявили эвакуацию, скорее всего, жильцы сами отпустили животных. Если бы собаки столько дней были на цепи, то обязательно лаяли бы.
— Что это? Лай? — прислушивается Анна. — Кажется, нет. — Вспоминает забавную историю: — Брали собаку на передержку, и несколько дней назад она сбежала. Перемахнула через вольер и пошла по своим делам в СНТ «Радуга». Мы с хозяйкой приехали искать эту собаку. Там озеро, камыши. Слышу какой-то звук. В «Радуге» есть стая бродячих собак, которые рвут чужих собак, попавших на их территорию. Я уже думала, что это наша где-то в камышах полуразорванная хрипит. Я — в эти камыши! Оказалось, там лебедь.
— Давай еще за курицей съездим, которую я сегодня с утра видела на улице Свободы! — смеется Алена.
— Ты, кстати, помнишь участок в СНТ «Восход» по шоссе Тюнина, где собака на поводке? Мужик сказал, что заберет с собой в случае эвакуации. Обратила внимание, что возле собаки огромный мертвый гусь лежит? — обращается к ней Анна.
— Нет.
— Вот та-а-акенный мертвый гусь! И собака на привязи. Я еще подумала: «Это он собаку так кормит?» Гусь не общипанный, ничего.
Проезжаем Челноково, где собак много, поскольку люди в этом микрорайоне живут круглый год. Останавливаемся в Глинках, чтобы проведать знакомую собаку.
— Лада, Лада! — зовут девушки.
— Давайте еды ей оставим, она выйдет в любом случае, придет сюда, — предлагает Анна. — К воротам не надо, они орут. Вот здесь высыпь.
В этот момент из-под забора выглядывает коричневая Лада, радостно виляя хвостом.
— Вот она, Лада, Лада! Обнимашки! Ты моя зайка! Я приехала, моя девочка! Ты ждала, моя жопушка! Лада, айда кушать! — Анна уже не строгая и деловая, а одно большое любящее сердце.
Ладу кормят неравнодушные жители — в магазине, который стоит рядом, покупают ей сосиски.
— Ее кормят все, кроме хозяев. Им вообще на собаку по барабану. Она около суток ходила с застрявшей костью между зубами, не могла пасть ни открыть, ни закрыть. Хозяевам было пофиг. Я к ним приехала, кричала, ко мне так никто и не вышел. Я загрузила собаку в машину и увезла ее в ветеринарную клинику. Кость достали. Привезла Ладу обратно на то же место. Это было полгода назад, — вспоминает Анна.
— Собака свободная, не на привязи. В принципе, могла бы убежать от таких хозяев, — размышляю я.
— Собаки не убегают даже от самых ужасных хозяев, потому что они привыкают к месту. Они всё равно привязываются к человеку. У магазина ее кормят. Поэтому собака не уйдет, пока есть еда. Ее могут бить, издеваться, но она не уйдет. Это ее место, это ее дом. Собаки живут стаями, поэтому она будет там до последнего. Для нее же люди тоже как стая, — объясняет Алена.
Пора возвращаться. Рядом с Омским мостом, недалеко от СНТ «Дружба», видим на обочине явно голодного пса. Анна выходит из машины с мешком корма. Собака тут же убегает на безопасное расстояние, оглядывается, наблюдает, как человек насыпает на землю что-то вкусное. Девушка садится в машину, и только тогда пес подходит к еде.
Последние 7 дней у волонтеров не было времени на такие поездки — эвакуировали приют «Ласковый зверь», в котором 80 собак. Многих забрали неравнодушные люди — кто в квартиру, кто на дачу. Осталось еще 30 собак, но для них уже приготовлено место.
— Один из бизнесменов Кургана предоставил нам свою базу. Мы расчистили территорию, привезли туда будки, прикрепили к ним цепи. В день, когда вода будет подходить близко к приюту, начнем перевозить. У работников приюта нет возможности ездить на базу, а мы, волонтеры, все работаем, — отмечает Анна.
Девушка занимается доставкой заказов из интернет-магазина. 16 апреля у нее выдался выходной, и весь день она посвятила спасению собак от наводнения. В зоозащиту Кургана она пришла около 10 лет назад.
— У меня в квартире кошка и пять собак. Четверо из пяти подобраны. Пятая собака была куплена мною 11 лет назад, это моя первая собственная собака, когда уже уехала от родителей и появилась своя квартира. Это китайская хохлатая. Весит примерно 6 кг, — говорит Анна.
У каждой подобранной собаки своя история.
— Около пяти лет назад в наш приют привезли истощенную собачушку маленькую в завязанном мешке из-под картошки. Выставили у ворот и сказали: «Если вы ее не заберете, я ее сейчас перееду». Собака была настолько истощена, что мы не заметили ее беременность. В будке в -30 она буквально через пару дней после попадания в приют родила щенков. Их случайно увидели волонтеры во время вечернего обхода. Раздавали всем кашу, собака из будки не вышла, открыли шторку поставить ей еду, а там мертвые щенки. Один выжил. Ту, которая выжила, я забрала домой. Я ее долго пристраивала, около года, на нее никто не откликался. В результате привыкла к ней и оставила жить у себя, — рассказывает Анна.
Напоследок она просит разместить на нашем сайте объявление, что из приюта сбежала собака Ласка. Если вы ее видели — сообщите, пожалуйста, по указанным телефонам.
— Вы в целом довольны, как прошел ваш сегодняшний день по спасению животных? — спрашиваю у Алены и Анны.
— Мы были бы довольны, если бы такого не было, — отвечает Анна.
— Тут 50 на 50, — добавляет Алена. — С одной стороны, хорошо, что мы не нашли никого на цепях. С другой, собаки хоть и отцеплены, но они всё равно оставлены одни. В одном СНТ видели: участок закрыт на ключ, в ограде сидит отцепленная старая маленькая собака. Она голодная. Мы насыпали ей еды. Она в руки не дается. Нам не залезть, ничем не помочь. Вот как она будет спасаться? Куда пойдет с этой водой?
Спасение животных в Кургане продолжается. Пик наводнения еще не пройден.