Одной из площадок, куда привозят собак, спасенных от наводнения, является Промышленная, 5. Сейчас здесь порядка 130 животных, причем некоторые их предшественники пропали. Корреспондент 45.RU посмотрел, как живут четвероногие, как за ними присматривают волонтеры и куда делись остальные питомцы.
— Здесь есть две собаки из нашего СНТ-1, которое находится за плотиной, у шоссе Тюнина и улицы Свободы. Они были отцеплены, но никуда не плыли. По грудь в воде, и никуда не плыли, хоть и говорили, что собаки выплывут всегда. Пришлось силой затаскивать.
Вон тот мальчик большой, но очень боязливый. Мы его сколько лет кормим — он не дается, даже тугой ошейник не перестегнуть. Вот с этим псом подружился и у него на участке живет.
Эта собака считается хозяйская. Старый хозяин умер, а молодому он не нужен. Ему 13 лет. Его уже никто не возьмет, — рассказывает о каждом волонтер Татьяна Запрометова. Она и еще три собачницы из СНТ попеременно приезжают на Промышленную, 5 и ухаживают за псами — не только знакомыми, но и из соседних будок.
Многие волонтеры приходят сюда до и после работы. Кто работает на себя — отодвинул все дела на потом. Среди таких добровольцев — Алена Верзакова. На этой площадке она уже полторы недели.
— Начали с мужем ездить на паводок, вывозить животных. Одни вылавливали, передавали на берег, другие на машинах привозили сюда. Мы привезли Дружка и Хасана, нам сказали: «Кого привезли, того кормите». Я начала ездить сюда. Потом смотрю, что более 70% животных привезли, а к ним не приезжают ни кормить, ни поить, тем более говно, извините за подробности, убирать, — сообщила Алена, у которой дома своих четыре собаки.
Есть одна история, рассказывая которую, девушка не может сдержать слез: уже в четвертый раз приехал мужчина, который ищет 10-летнюю немецкую овчарку.
— Очень быстро начала подступать вода. Они выпустили собаку из вольера. Пока грузили вещи, Тагил ушел. Фотографию этой собаки он увидел в нашей базе. Пока выяснилось, где она находится, приехал сюда — а немца уже не было. Либо ночью сорвался с ошейника, либо что…
Еще у нас была собачка Мотя. Вечером была, с утра приехали — ее нет. Видимо, тоже сорвалась. Некоторым хозяевам жалко затягивать ошейники. Они боятся, что собаки удавятся, но они не понимают, что она вырвется и убежит за территорию и, собственно, всё. До сегодняшнего дня, где забор серебристый, собаки выходили спокойно. Сегодня к нам парни приехали — сделали. У нас не было ворот, которые закрываются, их сделали 4–5 дней назад, — рассказала Алена Верзакова.
На Промышленной, 5, по сути, нет главного организатора: каждый волонтер делает, что может. Владислав Степанов, например, четвертый день, по его словам, «по зову сердца» собирает будки, а девушки их утепляют. Всегда нужны подстилки — старые одеяла, верхняя одежда, постельное, полотенца.
— Еще чего не хватает? — уточняю у волонтера Анны.
— Рук! Убирать за ними. Есть собаки, которые не могут сходить в туалет возле будки, потому что они не привыкли. Их нужно выгуливать, хотя бы по территории. Их просто нужно увести от того места, где они едят, тогда они сходят в туалет. На это людей у нас, к сожалению, не хватает, — заметила она.
Еще собакам не хватает ласки, считает волонтер Игорь Байгозин.
— Им всем надо. Был лабрадор. Если кого-то гладишь, он готов укусить эту собаку, лишь бы ты к нему подошел. Ласки не хватает. Только ласки, всё остальное есть. Очень много помощников. Прям молодцы! Я написал в чате: воды не хватает, «Зауральские напитки» даже бочку мне дали.
У нас так мир устроен: мы то горим, то тонем. У нас полгорода волонтерит, это нормально.
Пожары были — тушили. Какая проблема — такую и решаем, — сказал Игорь.
Он вспомнил, как эвакуировали собак из СНТ за Кировским мостом.
— Там очень много домов, которые потонули. Практически в каждом доме животинка. Щенят эвакуировали первыми, их приютила одна прекрасная семья. А собака всё время пыталась уплыть туда, где щенята. Она не знала, что их уже спасли. Ее спасатели вытаскивают, она вырывается, прямо с моста прыгает и снова плывет. В конечном итоге просто поставили укол, чтобы она уснула. Я ее сюда увозил.
Когда пришла в себя, там была такая истерика, паника, ужас какой-то был.
Она так рвалась! Я думал, она на цепи сама себя задушит. А потом потихонечку легла. Два дня практически не ела. Жалко было до слез, — рассказал волонтер.
Ребята из добровольческого отряда «ЗооСпас» нашли тех, кто взял щенков. Всю семью согласилась приютить женщина из Каширино. Щенки и их мама воссоединились.
Собак на Промышленной, 5 утром и вечером кормят смесью — «натуралка» плюс сухой корм. «Сушку» многие собаки не едят, так как не привыкли к такой пище. Добрые люди привезли остатки «человеческой» еды из 44-й школы.
Пока разговаривала с волонтерами, на площадку пришла ветврач Ирина Делей.
— Мы состояние смотрим, на животных смотрим, покормили — не покормили, кто приходит, кого забирают. И так на всех площадках. Ведутся акт приемки, журнал выписки, амбулаторный журнал, который контролирует состояние животного. Периодически всех животных осматриваем. Утром и вечером. Сегодня всю ночь мы здесь были, — сообщила она.
Посмотреть документы 45.RU не удалось — непонятно, где они находятся.
В чате «Потоп | Курган | Животные помощь» во «ВКонтакте» в последнее время многие задаются вопросом, почему с Промышленной, 5 пропадают спасенные из затопленных зон собаки, и кто официально является руководителем данной площадки. Ранее адреса, где можно найти спасенных животных, сообщала администрация города Кургана:
муниципальный приют для бездомных животных — Бурова-Петрова, 124А;
площадка — Промышленная, 5;
Курганская областная ветеринарная лаборатория — С. Юлаева, 68Б;
Курганский центр ветеринарии — Омская, 136;
Курганский ипподром — 1-я Трактовая, 74.
Прежде чем привозить животное, необходимо позвонить на телефон горячей линии: 8–996–146–42–25. Это необходимо для того, чтобы обеспечить равномерное распределение животных и соблюсти ветеринарные правила.
По этому номеру 45.RU не стали давать никаких комментариев (трубку взяла Евгения Старостина), направив в пресс-службу департамента АПК Курганской области. Связаться с пресс-службой по телефону пока не удалось, направлен письменный запрос на имя Татьяны Сандаковой, и.о. директора регионального департамента АПК.
Стоит добавить, что многих животных добровольцы взяли на передержку. Условно, если в течение полугода хозяин не придет за своей собакой, то она останется у волонтера.