RU45
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Кургане
Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

ю-з.

769мм 93%
Подробнее
USD 100,68
EUR 106,08
Авто Город Формальная логика

Формальная логика

Довольно частое явление, когда водители, подъезжая к нерегулируемому перекрестку неравнозначных дорог, не видят знаков приоритета со своей стороны. Как в подобной ситуации принять правильное решение? Как не попасть в ДТП? И кто должен оплатить ущерб, если ДТП произошло?

Для начала перечислю положения, которые вы и без меня знаете.

Нерегулируемые перекрестки бывают двух типов: равнозначных и неравнозначных дорог.

Водители прекрасно себе представляют, как устанавливаются знаки приоритета на перекрестке неравнозначных дорог, когда главная дорога идет прямо или меняет свое направление.

На перекрестках равнозначных дорог знаки приоритета отсутствуют.

В населенном пункте знаки приоритета должны быть установлены перед перекрестком со стороны каждого из подъездов.

Вне населенного пункта со стороны главной дороги знаки приоритета необязательны – знак «Главная дорога» ставится в начале дороги и этого в принципе достаточно. Но даже если перед перекрестком будут установлены знаки «Пересечение со второстепенной дорогой» или «Примыкание дороги справа или слева», то расстояние от места установки до перекрестка – 150-300 метров.

Рисунок №1

Знаки приоритета необязательны на выездах с прилегающих территорий и на примыканиях лесных и полевых дорог к дороге с твердым покрытием. Данный случай нам не интересен, так как по ГОСТ идентификация главной и второстепенной дороги у водителей не должна вызывать затруднений в подобных ситуациях.

Как видим, на перекрестках неравнозначных дорог знаки приоритета могут отсутствовать вполне законно. Прибавим сюда, что в силу каких-то внешних воздействий знаки могут отсутствовать и совсем незаконно.

Как себя вести?

Знаки приоритета имеют уникальную форму. Явного указания в каких-либо документах, для чего это сделано, я не нашел. А вот в комментариях к «Конвенции» и ПДД есть упоминание, что необычность знаков позволяет определить, какой именно перед вами знак, даже если сам он залеплен снегом, выцвел или еле различим.

Рисунок №2

Обязанности идентифицировать знаки, установленные перед перекрестком с других направлений, у водителей нет. И по ПДД, и по ГОСТ знаки должны четко различаться только теми водителями, для которых они предназначены.

И вот здесь вспоминаем про формальную логику. Водители, представляя себе, как знаки приоритета расставляются на перекрестке, могут определить очередность проезда при отсутствии одного из знаков, разобравшись, где какая дорога, по тыльной стороне других знаков.

Более того, даже при отсутствии трех знаков, когда в случае, приведенном на рисунке №1, по какой-то причине знака «Уступите дорогу» на положенном ему месте нет, водитель красного автомобиля в состоянии определить, кто с какой стороны имеет преимущество перед ним.

Рисунок №3

Исходя из определения «Безопасности дорожного движения» в законе «О БДД» и п. 1.5 ПДД, водители обязаны предпринимать все меры против ДТП. В этом смысле применение формальной логики на дороге вполне уместно. Иметь возможность определить очередность проезда и не воспользоваться ею, угодив в ДТП, – глупость.

Рассмотрим ситуацию, когда все-таки ДТП произошло, и со стороны одного из водителей отсутствовал знак приоритета. Т.е. он руководствовался (или должен был руководствоваться) правилами проезда перекрестка равнозначных дорог на неравнозначном перекрестке.

При любом раскладе событие правонарушения, когда водитель на второстепенной дороге не уступил дорогу водителю на главной дороге, имеет место, как имеет место и объективная сторона. Вопрос упирается в определение вины водителя на второстепенной дороге.

Первый пример – рисунок №4. Водитель едет по главной дороге, знака с его стороны нет. Справа по второстепенной дороге приближается другой водитель. В такой ситуации совершенно неважно, откуда водитель на главной дороге узнал, что его дорога – главная. Отсутствие знака с его стороны не делает перекресток пересечением равнозначных дорог и не накладывает на него обязанности уступать дорогу помехе справа.

Рисунок №4

Рассуждения водителя на второстепенной дороге: «Раз со стороны главной нет знака приоритета, значит он должен уступить дорогу мне», – полнейший бред. Его вина в нарушении требований знака «Уступите дорогу» очевидна.

Второй пример – рисунок №5. Водитель красного автомобиля подъезжает по второстепенной дороге. С его стороны знака «Уступите дорогу» нет. Формальную логику он применять не обязан. Желания глянуть на знаки с тыльной стороны у него не возникло, и он уверенно ломанулся на перекресток, не имея помехи справа.

Рисунок №5

В подобной ситуации вины в действиях водителя нет. Хотя мне известно по крайней мере одно постановление одного областного суда, когда водителя признали виновным в ДТП именно потому, что он имел возможность определить неравенство дорог по тыльной стороне знаков, но не воспользовался ею.

Надзор за знаками должны осуществлять как сотрудники ГАИ, так и дорожные службы. Для этого они обязаны организовать патрулирование дорог и вовремя замечать все недостатки в организации движения. Потому иск по возмещению ущерба от подобного ДТП необходимо подавать в первую очередь к организации, обслуживающей дорогу. Причем в отношении нее действует презумпция виновности, и представители организации, дабы не платить, должны будут доказать, что не имели возможности вовремя обнаружить отсутствие знаков.

Например, если выяснится, что знак в результате ДТП был уничтожен ночью, а с утра произошло другое ДТП именно из-за отсутствия знака, то дорожников от возмещения ущерба освободят, и водитель, не пожелавший немного покрутить головой и слегка подумать, будет чинить автомобиль за свой счет. Увы, это касается не только водителя красного автомобиля.

Немаловажным в подобной ситуации будет и факт того, как часто водитель проезжает перекресток по второстепенной дороге. Одно дело, когда он первый раз попал в незнакомую местность, другое дело, когда он здесь ездит каждый день и прекрасно себе представляет организацию движения на перекрестке. При рассмотрении дела в суде судья обязательно уточнит данный момент и учтет его при вынесении решения.

Подводя итог. Определять очередность проезда по тыльной стороне знаков вас никто не обязывает. Но при приближении к перекрестку неравнозначных дорог, когда с вашей стороны знака приоритета нет, лучше сбросить скорость и посмотреть, имеются ли знаки необычной формы со стороны других направлений.

И даже при наличии знака «Главная дорога» с вашей стороны, если справа к перекрестку «подлетает» неадекват, скорость лучше сбросить и убедиться, что вам дорогу уступят, что знак приоритета для водителя справа – на месте. Потеря во времени минимальна, но это позволит избежать ДТП при неблагоприятном развитии событий.

Данная статья является эскизом новой главы книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных. ЮГА». Надеюсь, через год будет третье издание.

N.B. Если кому интересно, как и где устанавливаются знаки «Конец главной дороги» и «Пересечение равнозначных дорог», как выглядит табличка «Направление главной», то просьба обратиться к ПДД и ГОСТ и не засорять обсуждение.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
«По улице Красина в Кургане» и «на улице Красина»? Спрашиваем филолога, где именно стоит дом
Ирина Шушарина
филолог, преподаватель Курганского госуниверситета
Мнение
Гималаи позвали: корреспондент 45.RU нашла в Индии покой от новостной суеты
Надежда Тихомирова
корреспондент
Мнение
«Курган — орлы!»: Зубаревич высказалась об экономике региона
Наталья Зубаревич
Экономист, профессор МГУ, эксперт по региональной политике
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент 45.RU чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления