Авто инструкция Любите нечищеные дороги! Изучаем лайфхаки зимнего вождения от чемпионов Европы

Любите нечищеные дороги! Изучаем лайфхаки зимнего вождения от чемпионов Европы

Профессиональные гонщики — о том, как новичку не угодить в типичную аварию на заснеженной дороге

Раллийные дороги зимой почти всегда заснежены, а покрытие очень переменчиво
Источник:

Кто знает о зимнем вождении больше, чем раллийные пилоты, которые ездят по снежному покрытию без скоростных лимитов? Мы попросили чемпионов Европы по авторалли (U28), пилота Николая Грязина и его штурмана Ярослава Фёдорова, поделиться опытом зимнего вождения, по крайней мере, в той его части, что применима для обычных водителей и неубранных дорог. В путь!

Видео: newsHShD / Youtube.com

Читайте покрытие, как книгу


Типичные зимние аварии почти всегда связаны с неумением водителя «прочитать» тип покрытия. Именно поэтому в каждый снегопад город встаёт в пробках.

— Простой совет: выехали утром на дорогу и, убедившись в безопасности, попробуйте несколько раз интенсивно затормозить, чтобы понять, насколько скользкая дорога и хорошо ли машина замедляется, — объясняет Ярослав Федоров. — Коля часто использует этот приём, когда после длинной прямой идёт интенсивное торможение перед крутым поворотом или ретардером на переменчивом покрытии.

Челябинец Ярослав Фёдоров много лет работает раллийным штурманом, и прошлый сезон стал самым успешным в его карьере
Источник:

Держите колёса прямее


Николай Грязин добавляет, что эффективнее всего разгоняться и тормозить на прямых колёсах без поворота руля.

Особенно коварен снос автомобиля, то есть боковое скольжение передней оси: водителю кажется, что машина поворачивает недостаточно, и он выкручивает руль посильнее, что лишь усугубляет ситуацию.

— Как бы ни было страшно, в случае сноса руль нужно распрямлять, — говорит Николай.

Зимой полезно потренироваться на безопасной заснеженной площадке или даже пройти курсы контраварийной подготовки
Источник:

В случае заноса на передне- и полноприводных автомобилях нельзя бросать газ.

— Тяга на ведущих колёсах стабилизирует автомобиль и делает его подконтрольным вам, — объясняет Ярослав. — Резко бросив газ и ударив по тормозам, вы, скорее всего, спровоцируете разворот автомобиля, что крайне опасно.

О том, что что делать в случае заноса, мы уже подробно разбирали на примерах из жизни.

— И ещё совет, который годится и для гонок, и для обычной езды: делать всё нужно быстро, но плавно, — объясняет Николай. — Резкость на скользких покрытиях не только снижает скорость, но и повышает риски сноса и заноса. В первую очередь важно сохранить баланс автомобиля, поэтому любой манёвр, даже экстренный, нужно делать настолько плавно, насколько позволяет ситуация.

Пилот Николай Грязин в паре с Ярославом Фёдоровым стал первым россиянином, кому удалось выиграть сложнейшие зимние этапы чемпионатов Норвегии и Финляндии 
Источник:

В чужой колее


Ещё один атрибут зимних дорог — колея, попав в которую, можно испытать массу острых ощущений: машина не слушается руля, а сам руль норовит дать по пальцам.

— Общее правило: с колеёй не нужно бороться без необходимости, — считает Николай. — В гонках мы активно использует колею, которую набили перед нами другие участники. Цепляясь и упираясь в неё, можно ехать быстрее.

Впрочем, колеи опасны тем, что автомобиль из них периодически выбрасывает в неконтролируемой манере, причём зачастую такой исход провоцирует сам водитель, стремясь поскорее выбраться из колейного плена.

— При выезде из колеи делайте всё уверенно, но будьте готовы, что у автомобиля может развиться снос или занос, — добавляет Николай.

Кстати, эффект колеи зимой могут создать трамвайные рельсы при движении вдоль них.

Видео: SportsRacingTech / Youtube.com

Не пытайтесь удивить случайных зрителей


— Быстрой ездой вы меня не удивите, а спокойной порадуете — эту фразу я обычно говорю таксистам, — смеётся Ярослав Фёдоров.

Он советует забыть детские комплексы и выбирать скорость с учётом состояния дороги и возможностей автомобиля, а не личных амбиций. Быстрая езда зимой если и может кого-то удивить, то группу разбора ДТП.

— Для начинающих автоспортсменов есть такой принцип «Главное — финиш», — говорит Николай. — Не доехав до финиша, не наберёшь боевых километров и ценных очков. Чемпионат невозможно выиграть в первом повороте, но там его можно проиграть.

Помимо скорости, в автоспорте важна безаварийность, а на дороге это качество и вовсе в приоритете
Источник:

Электронные протезы


А насколько, с точки зрения гонщиков, важны электронные помощники — АБС, ESP, противобуксовочная система и прочие?

— Конечно, они облегчают жизнь и часто выручают, — говорит Ярослав. — Но важно не переоценивать их возможностей, потому что физику они не отменяют. Плюс каждое их срабатывание означает, что какие-то действия водителя были неправильными: он слишком резко нажал на тормоз, очень быстро заехал в поворот, чересчур резко выверну руль и так далее. Любое мерцание лампочки ESP нужно использовать как повод для анализа своих действий и совершенствования мастерства.

Подготовка автомобиля


На гражданском автомобиле важно контролировать уровни всех жидкостей, а перед морозами заменить те, что отработали срок или просто не подходят по сезону. Большая часть технических жидкостей в автомобиле всесезонная, но можно выбрать, например, более «морозоустойчивый» сорт моторного масла. В обозначении 5W30 первая цифра отражает низкотемпературные свойства, и чем она ниже, тем, как правило, легче запускается автомобиль.

— Не лишним будет посмотреть состояние тормозных колодок и, конечно, проверить аккумулятор, — советует Ярослав Фёдоров. — При желании можно поставить «зимние» щётки стеклоочистителя.

Кстати, в авторалли техническим жидкостям уделяют самое пристальное внимание: моторное масло меняют каждые 300 километров, тогда как у обычного автомобиля — раз в 7–15 тысяч километров.

Зимой автогонщики используют узкую шипованную резину
Источник:

И очень важны шины.

— На один этап чемпионата Европы нам положено 16 покрышек, выбор которых нередко определяет результат: ошибки такого рода обходятся очень дорого, — объясняет Николай Грязин. — Зимой мы используем специальные узкие шины с высотой рабочего шипа 4,5 миллиметра.

Что касается обычных дорог, то в холода резина должна быть зимней и в хорошем состоянии, а будет ли она шипованной или фрикционной — это, по большому счёту, дело вкуса.

— На зимние гонки мы всегда берём комплект «средств спасения», который полезен и в обычной машине, — рассказывает Ярослав. — Кроме буксировочного троса и минимального набора инструментов, с нами всегда есть лопата и пара тёплых курток на случай «убора». В гражданский автомобиль я бы положил ещё провода для «прикуривания» и щётку со скребком.

Главный совет


— Получайте удовольствие от езды зимой, — смеётся Ярослав. — Даже если дороги почищены неидеально.

Снежных дорог не нужно бояться — по ним нужно уметь ездить
Источник:

Чтиво-«незамерзайка»: что ещё нужно знать автомобилисту зимой


Мы уже писали о том, как правильно выбрать незамерзайку. В нелегальной продукции есть метиловый спирт, который требует аккуратного обращения.

А вот пять советов новичкам, как запускать мотор зимой.

Зимой нужно уделить внимание аккумулятору: вот как обнаружить проблему с батареей и решить её.

Читайте также о том, нужно ли греть машину в морозы.

Нашими экспертами в этом материале выступили челябинец Ярослав Фёдоров и москвич Николай Грязин, которые в составе экипажа выиграли юниорский зачёт чемпионата Европы по авторалли на SKODA Fabia R5. В следующем году они переходят в высшую категорию ралли — мировой чемпионат WRC.

Артём Краснов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Разумный стратег с сильным чувством справедливости: курганский астролог рассказала о Стрельцах
Ирэна Тетеревникова
астролог
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Цены растут на всё, это не отговорка»: как и почему в Кургане меняют тариф на содержание МКД
Александр Скворцов
гендиректор ООО «УК „Жемчужина“»
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления