«Как вы яхту назовете, так она и поплывет», — пел капитан Врунгель. Об этом завете стоит помнить начинающим бизнесменам и с особым трепетом подходить к выбору наименования своего магазина, парикмахерской или агентства, чтобы привлечь внимание к компании и при этом не стать объектом насмешек у горожан. Тему эргонимов (то есть названий коммерческих организаций) недавно разобрали два филолога из Курганского государственного университета — кандидат филологических наук Ирина Шушарина и кандидат педагогических наук Оксана Казенас. Мы собрали несколько советов по неймингу из лекции преподавателей.
- Не называть магазин в свою честь
- Не путать вывеску с рекламой
- Указать на сферу деятельности
- Выбирать красивые названия
- Обращать внимание на соседство вывесок
- Напомнить об истории места
Не называть магазин в свою честь
По словам Ирины Шушариной, часто названия выбирают сотрудники многочисленных рекламных агентств, не имеющие специальной подготовки, или же сами владельцы бизнеса. В результате на вывесках горожане видят ни о чем не говорящие наименования — например, «Сэлдом» (англ. «редко») или «ЛЕОС» (сокр. от «Лечебно-оздоровительный салон для мужчин»).
Иногда предприниматели называют фирму в честь себя, любимой супруги или мамы. Отсюда — бесконечное множество салонов красоты «Наташа» и кафе «У дяди Юры», которые легко перепутать между собой. Совсем сложный случай — шифр-загадка из наименований: магазин одежды «КЛиО» («Калягины Леонид и Оксана»), магазин запчастей для автомобилей «МАЗУРиК» («МАЗ, Урал и КАМАЗ»). Таких названий стоит избегать.
Не путать вывеску с рекламой
— Владельцы коммерческих предприятий понимают, что название может рекламировать продаваемые товары, но далеко не всегда оно оказывается успешным, — считает Ирина Шушарина. — В результате название получается громоздким, нередко содержащим речевые ошибки — например, «Школьные брюки для мальчиков синего цвета» или «Мясопродукты. Вкусно есть полезно».
Нередко на вывеске появляется слишком много разъясняющей информации: «Дом у дороги, ресторан, у дяди Юры, вкусная русская и тайская кухня, морепродукты, русское караоке, экскурсии, недорого». Непонятно, что из перечисленного является названием ресторана — «Дом у дороги» или «У дяди Юры» — и как связаны между собой перечисленные блюда и услуги.
Указать на сферу деятельности
Если название компании намекает на оказываемую услугу, это выгодно выделит ее среди конкурентов.
— Информативность эргонима играет одну из главных ролей для потребителя. Первоначальный, подсознательный выбор компании происходит как раз по названию, — продолжает Ирина Шушарина. — Проще говоря, если рядом расположены две бани одного класса, над которыми красуются вывески «ДДТ» и «ВодоЛей», человек, скорее всего, выберет ту, название которой более информативно.
Информация, заложенная в наименовании, может быть разной: сообщение о месте расположения компании («УралСиб», «РДМ-Курган»), указание на тип компании («СВТС-Брокер-Урал», «Инвест-М») или сферу деятельности («МедПрестиж», «КурганАгроЗапчасть»). В этом случае важно не запутать покупателя. Например, в названии «КруизАвто» первая часть в сознании обывателя прочно связана с путешествием по воде, вторая — с автомобилем. В лучшем случае название компании вызовет недоумение: разве можно совершать морские путешествия на автомобиле? Только человек с определенными познаниями догадается, что английское слово to cruise переводится как «совершать рейсы», и поймет сферу деятельности компании — междугородние грузоперевозки.
Поэтому чем понятнее будет связь названия с услугами, тем лучше. Хороший пример — ветеринарная клиника или зоомагазин «Четыре лапы».
Выбирать красивые названия
Неблагозвучные наименования, вызывающие негативные ассоциации, оскорбляющие других людей, не должны появляться на вывесках. Вот примеры, комментарии по которым излишни: «Свежее крестьянское мясо», магазин продуктов «Ада» (когда буквы занимают две строчки и можно прочитать как «магазин АДА», или «продукты АДА», или и то и другое вместе), «Последний ужин. Средства защиты от паразитов», «Магазин Козлов» (по фамилии владельца), «КПЗ» («Курганский пивоваренный завод»), туристическое агентство «Иван Сусанин».
Обращать внимание на соседство вывесок
Если в соседних помещениях уже разместились компании, посмотрите на их названия, прежде чем выбирать свое. Иначе может получиться такой «тандем», как в примерах: «Живой погребок» — «Ритуальные услуги», магазин игрушек «Лошарик» — «Юридическая консультация», «Аптека» — «Память. Ритуальные услуги», «Зоомагазин Zoo Галерея» — «Шашлыки всех видов», «Бытовая химия» — «Традиционные живые напитки».
Напомнить об истории места
— Некоторые эргонимы могут также выполнять мемориальную функцию и функцию охраны собственности. Мемориальную функцию выполняют эргонимы, в которых отражены имена учредителей («ОЛМИ» — ОЛег + МИхаил), популярных актеров (Mаrilyn), исторических личностей (салон красоты «Нефертити», отель «Есенин»), персонажей книг (студия загара «Ассоль»), старые названия улиц (гостиница «Дворянская»), популярных музыкальных групп (баня-сауна «ДДТ»), художественных фильмов и прочее, — рассказала Ирина Шушарина. — Лучше всего использовать такие названия, когда они устанавливают очевидную связь с компанией.
Функцию охраны собственности выполняют наименования государственных предприятий или компаний, которые связаны с государственными услугами: Русьбанк, «Росгосстрах», «Курганэнергоресурс», «Курганагрохимия», Курганский государственный университет.
Соблюдая эти 5–6 правил, можно выбрать удачное название для своей компании, которое создаст новый бренд и закрепит его в памяти горожан.