Бизнес «Как его обслуживать, если что-то сломается?» Эксперт из автосервиса рассказал, почему до сих пор не пересел на «китайца»

«Как его обслуживать, если что-то сломается?» Эксперт из автосервиса рассказал, почему до сих пор не пересел на «китайца»

Машины из Поднебесной завоевывают доверие россиян, но стоит ли их покупать?

Так, что-то еще отвалилось!

К середине 2024 года количество китайских брендов на российском авторынке перевалило за 60. Машины из Поднебесной в рейтинге по популярности уже столкнули LADA на третью позицию. Впрочем, по мнению экспертов, продажи «китайцев» взлетают день ото дня лишь из-за разрастающихся дилерских сетей. Понять, что они собой представляют, можно будет лишь лет через пять, когда они выкатают ресурс гарантии и накопят базу «болячек». Почему до сих пор не пересел на «китайца», «Фонтанке» рассказал технический директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE Никита Родионов.

— Китайские автомобили на российском рынке появились достаточно давно. Когда один из них попал к вам в руки впервые и удивил ли он вас чем-нибудь?

— Заезжали в основном Lifan и Great Wall. Удивила возможность подбора запасных частей на них и поиск некоторых технологий ремонта, которые просто отсутствовали на тот момент.

— По запчастям что имеете в виду?

— Выбор ограничен, и было крайне сложно подобрать необходимую деталь по каталогу, потому что его в целом нет.

— Эти детали уже появились в каталоге?

— Не на все марки они есть. Да, ситуация стала значительно лучше, подбор упростился, но в целом он тяжелее, чем на большинстве европейских, японских или корейских авто. На некоторых марках по-прежнему есть проблема с расшифровкой VIN-номера и получением информации по запчастям. Это касается свежих марок, особенно тех моделей, которые официально в страну не поставляют.

— То есть, завозят параллельным импортом?

— Да, с теми же Lixiang есть проблемы, с Zeekr были, но каталог появился буквально несколько дней назад, увидели его у одного из наших поставщиков. В целом часто бывают проблемы с марками, которые 2023–2024 годов выпуска, модели Dongfeng и прочие, то есть те, которые свежие и официально в страну не заезжали, не имели представительства.

— Вы отметили, что с технологиями ремонта были сложности. Как с этим сейчас?

— Такая же ситуация, как и с каталогами. Китайские автопроизводители не очень охотно делятся технической документацией, и даже та, которая есть, не столь структурирована и имеет довольно-таки ограниченный функционал, поэтому с ними сложно и сейчас, даже с популярными марками далеко не на все можно найти технологию ремонта, мануал, чтобы посмотреть, как правильно выполнить замену определенных узлов и операций.

— Это на те же самые автомобили, на которые нет каталогов?

— Нет, это с очень многими производителями. У дилеров, возможно, доступ есть, но именно в свободном рынке это тяжело получаемая информация.

— Какие можете назвать бренды?

— В целом тут от моделей зависит. Это может быть и Haval, и Chery, и Geely, которые довольно популярны. На многие модели есть, но в какие-то свежие может и не попадать. Проблема в том, что да, это обновляется, но за этим тяжело следить, и это в целом общая картина по китайскому рынку.

— Прошло три года с тех пор, как «китайцы» стали заходить в Россию массово. Изменились ли они в лучшую или в худшую сторону — конструктивно, в качестве сборки, в обработке антикоррозийным покрытием?

— В целом да. Китайский автомобиль, который был выпущен 5–7 лет назад, и тот, который появился сейчас, действительно по качеству две разные машины. Первые, естественно, уступали. Сейчас машина более надежна, понятна. И комплектации побогаче. В целом качество, да, стало расти. Пока тяжело сказать в масштабе больших пробегов, потому что эти машины еще не выкатали ресурсы своей гарантии, не выкатали в целом пробеги в районе 150–200 тысяч, чтобы понять, какие у них могут быть проблемы на больших сроках, в отличие от японских или европейских брендов и моделей, которые уже давно на рынке и история их понятна. А с китайцами, в силу того, что они не так давно на рынке массово, тяжело сказать, что будет дальше.

С какими поломками и проблемами чаще всего к вам обращаются владельцы китайских автомобилей?

— Здесь ситуация пока довольно-таки, так скажем, нестатистична, в том плане, что это в основной своей массе свежие машины. Если взять самые популярные модели, которые к нам заезжают, — это тройка: Haval, Chery, Geely, их средние чеки, или цена одного заезда, порядка 7–8 тысяч, и это в первую очередь связано с тем, что пока делается исключительно техническое обслуживание. Есть заезды и более дорогие, но пока в целом это больше связано с тем, что данная машина выполняет ТО, то есть без крупных поломок. По гарантийным моментам они обращаются к дилеру. У Lifan и Great Wall чеки уже побольше, от 9 до 15 тысяч, но эти марки более старые, там есть более пробеговые машины, там уже идут более тяжелые ремонты, поэтому чек выше. Пока сказать, что среднестатистическое обслуживание стоит дороже, чем у других брендов, нельзя — оно примерно такое же.

— На что чаще всего жалуются?

— Основная масса — на мелкие работы, которые, естественно, не влияют на гарантию.
Каких-то серьезных моментов пока нет. На более старших моделях абсолютно всё
то же самое, что и на других марках: это могут быть и агрегаты, такие, как двигатели, коробка, ремонты подвески.

— Насколько сложно достать сейчас запчасти? На какой срок растягивается ожидание?

— Здесь тоже картина двоякая. Если взять большую тройку, то с запчастями для базового ТО — фильтры, масла, какие-то элементы подвесок, — как правило, проблем не возникает, и у многих поставщиков запчастей они уже есть в наличии. Поэтому базовое все делается без проблем. Наибольшая сложность, как правило, возникает с кузовными элементами. Здесь может ожидание доходить до нескольких месяцев, даже на популярные бренды по 2–3 месяца, не говоря уже про более редкие. И то же самое касается крупных агрегатов. Из статистики общения с коллегами — сроки тоже могут быть довольно большими, больше месяца-двух. Но в целом, если взять базовые моменты на основные бренды, это уже таких серьезных проблем не вызывает, это есть на рынке в свободном доступе.

— Что самое труднодоставаемое?

— Кузовные элементы — то, что идет действительно очень долго.

— Последнее время бизнес, который работает с Китаем, жалуется на затруднение расчетов. Есть ли трудности с расчетами за запчасти?

— Они случались на кратковременный срок, но, опять же, находятся дополнительные банки, через которые всё это проводят. Этот вопрос решаем, приходится прибегать к удлинению цепочки, а это всегда рост цены для конечного потребителя. Но в целом такого, чтобы запчасти полностью перестали отгружаться, за последние полтора года не было.

— Есть мнение, что «японец» может проездить 30 лет и ничего ему не будет. На какой срок службы рассчитаны китайские автомобили?

— Это, конечно, миф про «японцев», и картина в целом меняется. Как таковой срок эксплуатации не прописан. По законодательству — это 10 лет, если не установлен производителем. Большинство брендов прописывают официальный срок эксплуатации, примерно равный гарантийному сроку, то есть 3–5 лет. Сколько машина отходит, зависит от многих факторов: качество обслуживания и его своевременность, условия эксплуатации. И сказать, что китайский автомобиль отходит пять лет и его можно пустить под пресс, тоже нельзя. Срок службы любого автомобиля, не только китайского, зависит от большого количества вводных факторов.

— Соответствуют ли китайские автомобили заявленным производителем характеристикам?

— В целом да, с этим проблем нет. Если взять моторы, динамику, оснащение, то абсолютно никаких вопросов с этим нет. И стоит отметить, что во многих данных пунктах в соотношении «цена/оснащение» китайцы многих конкурентов превосходят — в плане дополнительных функций, систем мультимедиа и других моментов абсолютно уже никому не уступают.

— Как ведет себя электроника в условиях сурового российского климата? Есть нарекания?

— Здесь пока тоже сильно не сталкивались. На фоне общения с коллегами, кто сталкивался, — да, бывают вопросы с мультимедиа. Но могу отметить, что те же самые проблемы я встречал у европейских брендов. Это в целом вопрос именно сенсорных систем и выдвижных ручек, то есть то, чего сейчас довольно много, и не важно, стоит это на китайском, немецком, английском или французском или японском автомобиле. Поэтому кардинальных проблем у китайцев нет.

— Как китайские автомобили на российских дорогах себя чувствуют? У нас же и расстояния более дальние, и качество покрытия местами хуже, чем в Китае.

— В целом нет вопросов. Я ездил пассажиром на большинстве китайских моделей и не заметил, чтобы машина как-то плохо вела себя на дороге, небезопасно и некомфортно, то есть большинство подвесок настроены. Не стоит забывать, что очень многие китайские бренды связаны с крупными европейскими производителями и часть технологий и агрегатов приходят как раз-таки от европейских брендов. То же самое касается подвески и других элементов. Не сказал бы, что они забрали от европейцев всё лучшее и нет нареканий, но машина себя ведет очень достойно. Есть представители, которые по ощущениям от езды абсолютно не уступают топовым европейским производителям.

— А какие нарекания всё-таки есть?

— Это вопрос вкусовщины и восприятия, жесткости подвески, управляемости, к какому стилю езды и отзывчивости руля человек привык.

— Есть ли у китайских автомобилей несоответствие международным и российским стандартам?

— Нет. Это абсолютно сертифицированные производители. Многие бренды поставляются к нам официально, и это обязательно «Ростех», никто этого не отменял.

— То есть, если они не получат сертификаты, их не ввезут?

— Если не брать серый импорт, все, что заходит на рынок, сертифицировано. Не стоит забывать, что китайский производитель — это не какая-то там серая мастерская, это большой концерн, который поставляет автомобили на китайский, американский, латиноамериканский и европейский рынки. Поэтому даже «серые» модели соответствуют стандартам.

— Возникают ли сложности с обновлением навигационных систем и программного обеспечения? Остались ли среди них нерусифицированные?

— Всё, что ввозится официально, — русифицировано. Тех, которые не были, уже русифицируют, но сделать это можно только в специализированных мастерских, где есть необходимое для этого оборудование. С помощью штатного сканера, который есть у большинства сервисов, этого сделать нельзя. Это довольно узкая услуга и тонкая работа, и нужен профильный сервис с профильным дорогостоящим оборудованием.

— Если, допустим, владелец «китайца» потеряет оба ключа, что дальше?

— Сценарий стандартный: заказывать новую пару ключей, скорее всего, новый блок доступа и искать, у кого есть оборудование, но если это дилер, я думаю, что у них оно 100% должно быть, и просто выполнять замену блока бесключевого доступа и прописывать ключи. Опять же, насколько это вопрос сроков и поставки, это уже другой момент, потому что даже для популярных производителей ранее это было довольно долго. Здесь про сроки даже не могу сказать, но в принципе вопрос решаемый.

— Вы упомянули, что сформировались лидеры продаж — крепкая пятерка. Почему именно они?

— Эти машины, во-первых, довольно давно у нас на рынке появились, последние три года они были на слуху, плюс обладают довольно обширной дилерской сетью, что очень сильно влияет на продажи. Ну и у большинства людей, но опять же, это мое личное мнение, к брендам с официальным представительством доверия больше — на подсознательном уровне складывается мнение, что если с данным автомобилем что-то случится, то и обслуживать его будет проще, поскольку есть авторизованные мастерские.

— На «Автозаводе Санкт-Петербург» отмечают, что китайцы к некоторым моментам относятся невнимательно и автомобили приходится здесь доводить до ума в части сборки и антикоррозийной обработки. Haval уже некоторое время собирают на заводе в Калуге. Они отличаются от китайских машин по качеству сборки?

— Такие моменты могут быть — необходимость регулировки зазора дверей, зазора фар. Возможно, отечественная сборка в каких-то моментах лучше.

— Есть ли китайские бренды, которые вы своим знакомым не советовали бы брать?

— Не могу рекомендовать. Есть много интересных китайских автомобилей и электромобилей. Но когда мы понимаем, что в страну их ввезли условную тысячу на весь автопарк, как, например, HiPhi, — что с ним делать, как его обслуживать, если, не дай бог, что-то сломается? Очень тяжело сказать. Я бы остановился на известных брендах, которые имеют обширное представительство в стране.

— Вы не пересели на «китайца»?

— Нет. Это эксплуатационный момент и сугубо мое личное мнение — эти машины пока не получили статистику ремонта. Я пока нахожусь в позиции 50 на 50: опыт говорит о том, что надо посмотреть, как марка себя покажет. Всё-таки 2–3 года для автомобиля — это не тот срок, за который можно определиться и понять, что автомобиль собой представляет. Лет через пять уже можно будет о чем-то говорить. Думаю, что у меня более-менее картина сложится где-то в районе года 2027–2028, и тогда я смогу четко оценить — остаться со старыми производителями или уже можно спокойно пересаживаться на китайский автопром. Сказать однозначно, что «китайцев» бояться не стоит, я не могу, поскольку еще не сформировал для себя понимания их болячек, накопленной истории ремонта, в отличие от производителей, чьи модели давно на рынке. Да, по комплектации, дизайну видно, что китайский автопром сделал очень серьезный рывок наверх. Свой рынок и своего клиента они завоевывают. Знаю много примеров, когда люди пересаживаются на «китайцев» с BMW X5. Наверное, это о чем-то говорит.

— А если не «китаец» — кого бы вы порекомендовали взять?

— Вкусовщина. Я приверженец «немцев», «японцев», «корейцев». Рекомендации, какая марка лучше в нынешних реалиях и в тенденциях автомобильного рынка, нет. Как человек, отработавший в свое время с премиальной европейской маркой Jaguar Land Rover, скажу — даже там в первые два года бывали серьезные проблемы с автомобилем. То же самое говорят мои коллеги, которые работали с Lexus, BMW и Volkswagen. К чему больше лежит душа, то и надо покупать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«Как же пережить эту красоту?!»: курганцы оценили ущелья Северной Осетии
Игорь Бологов
председатель курганского отделения Союза охраны птиц
Мнение
Урбанист Илья Курбатов рассказал, какие покрытия выгодно делать во дворах Кургана
Илья Курбатов
Урбанист
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления