В Кургане родственники осужденных по делу реабилитационного центра для наркоманов «Ирис» собираются обжаловать обвинительные приговоры. Об этом 45.RU сообщила Елена Торохтий, мать одного из осужденных соучредителей организации Павла Торохтия.
45.RU рассказывал, что Курганский городской суд вынес приговор десяти фигурантам уголовного дела о незаконной деятельности реабилитационного центра в Юргамышском районе. Зауральцы обвинялись более чем в 30 преступлениях, в том числе в похищении человека группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений, с применением оружия, а также в незаконном лишении свободы человека, повлекшем по неосторожности его смерть.
Следствие полагает, что обвиняемые в конце декабря 2015 года создали в Юргамышском районе центр реабилитации «Ирис». Знакомые и родственники осужденных, страдающие от алкогольной и наркотической зависимостей, высказывали желание вернуться к нормальной жизни. Обвиняемые отправляли их в центр. По версии следствия, «реабилитантов» доставляли в центр против их воли, обманом либо угрозами насилия. В СКР также рассказывали, что в самом центре людей лечили непроверенными и антинаучными способами и за это с родственников брали от 5 до 20 тысяч рублей.
По делу проходили 10 фигурантов, им дали от 5 до 10 лет колонии. В числе осужденных был Павел Торохтий, его осудили на 10 лет колонии строгого режима, говорит его мама. Она считает, что наказание для ее сына несправедливое.
— Он помогал многим людям, которые сейчас не пьют и не употребляют, — говорит Елена.
Она также считает несправедливым отсутствие некоторых людей на скамье подсудимых. Павел, к примеру, был соучредителем центра для реабилитации, директором в нем назначили Артема Никулина, бывшего сотрудника СКР, говорит Елена. Ее удивляет, что Павлу и Дмитрию Юшкову, еще одному соучредителю центра, вынесли обвинительные приговоры, при этом Никулина не привлекли к ответственности, и он якобы «спокойно живет в Москве».
— Сгребли под одну гребенку всех, кто там был: волонтеров, консультантов, тех, кто просто работал за зарплату, — считает женщина.
По версии Елены, в центре спустя какое-то время после начала работы начались проблемы: не хватало денег на содержание реабилитируемых, так как эти средства, по словам Елены, стали оседать у директора центра, парням даже пришлось занимать деньги на продукты.
— Поэтому они решили с Никулиным расстаться и оформить документы на себя. Он им сказал: «Вы меня кинули. Вы у меня сядете», — говорит Елена.
После этого в центр пришли силовики.
— К ним залетают ОБОП, ОМОН, СК. Это была четко спланированная акция по захвату комплекса. Всех положили на пол. И всех «реабилитантов», 36 человек, завели в класс и с угрозами заставили писать заявления о незаконном удерживании в центре со словами: «Не напишете здесь, будете писать в городе». Угрожали людям, что поставят их на наркотический учет. Многие боялись этого, ведь специально приехали в центр анонимно, — вспоминает собеседница 45.RU.
По ее мнению, статью о похищении людей осужденным «приплели» незаконно.
— Договор сначала заключали с родителями. С самими «реабилитантами» договор заключали в центре. И вот эти 40 минут езды до центра, получается, это и есть похищение человека, по их логике. Вы мне скажите: какой наркоман поедет самовольно лечиться? Никто не поедет. Многих привозят насильно, но после реабилитации они начинают новую жизнь, — считает Елена.
Ее удивляет, что в центр до скандала с уголовными делами приезжала антинаркотическая комиссия, полицейские и депутаты, но нарушений в организации не находили.
Елена рассказывает, что осужденные вложили много сил и денег в обустройство дома: сделали в нем отопление, провели воду, построили баню и так далее. Она сочла подозрительным, что почти сразу, как дом опустел из-за начала следствия, его занял центр для реабилитации нарко- и алкозависимых «Решение», его возглавляет Денис Федосеев.
— У него был такой же реабилитационный центр в Куртамышском районе. Он был связан с Артемом Никулиным. И как это возможно, что 29-го числа центр разогнали, арестовали, поразвозили людей в город и на следующий день туда заезжает Федосеев? И он там работает на тех же условиях, точно так же возит «реабилитантов», так же работает по программам. И по проверкам у него всё хорошо. Как это возможно? По сути, это получился рейдерский захват, — делится мнением Елена.
По словам Елены, она будет обжаловать приговор и при необходимости дойдет до Верховного суда и президента РФ. Вместе с другими родственникам осужденных она уже обратилась за помощью в программу «Человек и закон».
— Мы везде пишем и не успокоимся, — говорит Елена Торохтий.
Сейчас дом, в котором располагался центр «Ирис», занимает реабилитационный центр «Решение». Его директор Денис Федосеев сообщил 45.RU, что, по его мнению, никакого рейдерского захвата не было, его организация въехала в дом, который пустовал на протяжении полутора недель.