Из чего состоит обычный поход в магазин за продуктами? Обошёл стеллажи, выбрал товары, расплатился на кассе, вышел. Но некоторые зауральцы платить за продукты не хотят и делают всё, чтобы уйти из торговой точки незамеченными. О таких магазинных ворах 45.RU поговорил со Светланой (имя изменено), специалисткой службы безопасности одной из крупных сетей розничных магазинов. Она рассказала о методах краж, самых запоминающихся случаях из своей работы и по чьему карману бьет украденное в магазине.
Из продуктов чаще всего воруют кофе, шоколад, сыр, шампуни, сливочное масло. Причем я всегда удивляюсь количеству того, что люди могут в себе унести, к примеру, 10 кусков сыра. Суют в карман, в кофту, в сумку. Один раз на видео наблюдала — мужик пришел со своим пакетом, походил по магазину, накидал туда кофе и побежал. Ладно хоть со своим пакетом пришел...
Некоторые женщины толкают себе в сумки продукты. Это определенный контингент, они всегда воруют. Мы и продавцы их по именам знаем. Когда они заходят в магазин, мы пристально следим, ходим за ними по пятам — кто кого переиграет. Иногда сразу таких выгоняем из магазина, хотя так делать нельзя. Эти люди ходят по разным торговым сетям, их везде знают.
Это, можно сказать, их работа — они воруют продукты, потом продают соседям и покупают на эти деньги наркотики. Откуда знаю про наркотики? Мы их спрашиваем, они так и отвечают.
В обязанности службы безопасности магазинов входит контроль за потерями торговой точки из-за персонала и покупателей. Служба безопасности ездит по магазинам, не согласовывая график своих проверок (чтобы к их приезду не успели подготовиться). В основном СБ отслеживает нарушения бизнес-процесса работниками, факты воровства непросроченных товаров при помощи различных схем.
Чаще всего воруют в прикассовой зоне. Представим ситуацию: час пик, много покупателей, продавцы стараются больше следить за торговым залом. В это время на кассе очередь. Продавцу, пробивающему товары, за каждым не уследить — поэтому легко крадут мелочевку типа шоколадок.
Воруют независимо от возраста. Я сама была свидетелем, как этим дети занимаются. Была не на работе, пришла в магазин. А «безопасник» во мне не дремлет, видимо, никогда. Вижу компанию детей — им по 6–10 лет. Ходят, озираются. Решила последить за ними. Хожу, вижу — мальчик конфеты развесные в сумку поясную сгребает. Затем часть детей идет на кассу рассчитываться, часть выходит, мол, на улице подождут. Я иду за ним. У нас кража считается завершенной, если он прошел зону кассы и подошел к выходу. Если стоишь в зоне кассы и не рассчитываешься, нельзя обвинить в воровстве.
Поэтому я именно на выходе остановила мальчика, вернула в магазин, сказала — показывай сумку. Он открыл, показал, что там конфеты лежат. Вызвала товароведа. Ребенок пытался доказать, что это его конфеты. Типичная детская позиция — выдумать. Полицию, естественно, не вызывали. Но факт — ему сейчас 7 лет! А вырастет — и будет черешню с сыром и колбасой в трусах прятать...
Кстати, о трусах. У нас был мужик, который черешню себе в трусы толкал! На вид обычный среднестатистический мужчина. Успел себе затолкать пару горстей, пока его не спалили. Продавцы еще по камерам это наблюдали, подошли к нему, сказали — доставай! Он достал.
Воруют и старые бабушки. Причем они воруют не товары первой необходимости!
«Если бы она при мне пыталась унести, к примеру, гречку, хлеб, я бы сама за это заплатила»
Но когда они воруют настойку, коньячок, к ним шоколадку, персики, сыр, лимончик — тогда возникают вопросики. В этих случаях явно воруют не потому, что кушать нечего.
В случаях воровства магазины могут вызвать ГБР, полицию. Некоторые так и делают, другие просто выгоняют воришек. Мы сами не можем обыскивать покупателей, этим занимается полиция. Но мы можем вызвать ГБР, они будут удерживать человека до приезда полиции.
Как бороться с кражами?
В идеале, если хватает персонала, в час пик все должны выходить в торговый зал — продавцы за кассами, директор и товаровед тоже: один следит по камерам, второй ходит по залу. Но в реальности народа для этого не хватает.
Считаю, что в первую очередь в отсутствии краж должен быть заинтересован директор, обучая персонал, доводя до них принципы работы, чтобы у людей была мотивация.
Потери от украденного не ложатся на рядовых сотрудников магазина, но влияют на зарплату директоров и других служб, контролирующих работу точки. За определенную группу товаров директор магазина несет персональную ответственность.
Сталкивались ли когда-нибудь с кражами продуктов в магазинах?