Эпоха СССР осталась в прошлом и прочно заняла место на страницах учебников истории, но для заведующего музейным сектором ДК имени Максима Горького Алексея Гудкова ушедшая эпоха до сих пор жива в музейной экспозиции «Сделано в СССР». Заходя в маленькое полуподвальное помещение, расположенное на пересечении улиц Куйбышева и Комсомольской в Кургане, сразу проваливаешься в другое время. Входящего встречают бюст Ленина, несколько скрипучих ступеней и выставка телефонов. Кажется, каждый из них прямо сейчас зазвонит... И они действительно звонят — в музее работает внутренняя связь. Об экспонатах, экспозициях и планах на будущее 45.RU поговорил с идейным вдохновителем и руководителем музейной экспозиции Алексеем Гудковым.
Алексей пока единственный сотрудник музейной экспозиции — он собирает экспонаты, обустраивает выставки и водит экскурсии. Говорит, любовь к истории появилась еще в студенчестве, когда юношей он впервые попал в поисковый отряд.
— В основном тут экспонаты из моей личной коллекции и то, что люди приносят. Они несут из дома то, что представляет для них память из прошлого, но не является семейной реликвией. Я их называю «выбросить жалко, а хранить негде». Здесь в основном предметы, с дач привезенные, кто-то освобождал балкон, кладовку. Индивидуально каждый предмет из себя ценности не представляет, а когда оно в одном месте, то получается музейная экспозиция, — рассказывает Алексей Гудков.
Алексей может рассказать историю каждого экспоната: как он появился в музее, для чего нужен, чем интересен и необычен. Учёт собранных предметов он не ведёт, смеется: «Мы не музей в привычном смысле слова». Каждую вещь здесь можно потрогать, например позвонить по дисковому телефону.
— Знакомый ребёнок пришел (он учится в начальной школе). Я ему говорю: «Набери 11». Он подошёл, смотрит — сенсорного экрана нет, кнопок вроде тоже нет, а как набирать? — улыбается экскурсовод.
Коллекция дисковых телефонов в музее обширная. Здесь есть аппараты, стоявшие в мэрии Кургана, в кабинетах московских чиновников и руководителей КГБ, на кораблях, в самолетах или в метро. Такими же раритетами являются печатные машинки, калькуляторы, механические часы. Гордость музея — маленькая экспозиция, имитирующая продуктовый магазин, — здесь весы с гирями, ленинградская норма хлеба.
— Ребята из поисковых отрядов Ленинграда прислали нам фарфоровые гирьки. Когда-то был под Питером фарфоровый завод. В Великую Отечественную войну его взорвали вместе с продукцией, чтоб немцам не досталось. Гирьки в 1990-е годы откопали и привезли нам, — показывает гордость коллекции Алексей.
Есть в музейной экспозиции и странные экспонаты — настоящее советское какао, чай, тот самый «со слоном», и водка, произведенная на Шадринском ликеро-водочном заводе.
— В 1980-е годы люди брали на свадьбу несколько ящиков и привезли остатки на дачу, в подвал поставили. Дача была, где старый пост ГАИ на Увале, потом в наводнение её затопило, и про водку забыли. Про этот подвал вспомнили, когда дачи стали восстанавливать. Подняли, а там всё было в иле! Что осталось в целости — нам и принесли, — говорит о необычном экспонате Алексей Гудков.
Люди часто приносят Алексею вещи советской эпохи. Музей, созданный силами одного человека, приобретать экспонаты за деньги не может, но в дар принимает всё. Например, одна старушка отдала в музей ковроткацкий станок с недоделанным ковром — у женщины испортилось зрение, а просто выбросить свою работу и станок она не смогла. Сейчас он занимает почетное место в экспозиции, посвященной быту времен Великой Отечественной войны.
В зале 1940-х годов музейной экспозиции предметы быта военной эпохи — мебель ручной работы, подстаканники, самовары, печная утварь, сундуки.
— Женщина одна рассказывала, когда она была маленькая, приезжала к бабушке в деревню. Бабушка показывала на сундук говорила: «Если начнётся война, здесь всё, что нам поможет выжить». Женщина была маленькой и думала, что в сундуке золото или бриллианты. После смерти бабушки родственники залезли в сундук, а там хранились отрезы ткани, мыло хозяйственное, спички, соль, бутыль керосина. Люди, которые пережили войну, помнят, что деньги обесценились и был товарообмен, и в таких сундуках люди хранили приданое и неприкосновенный запас, — рассказывает, показывая на несколько расписных сундуков, экскурсовод.
Отдельное место в экспозиции 1940-х годов занимают предметы, привезенные поисковиками с мест боевых действий в Ленинградской, Волгоградской, Мурманской областях, Карелии. Тут есть солдатские каски, части мин, штык-лопаты, фляжки и солдатские медальоны, копии газет военного времени. Здесь же расположен макет блиндажа, в котором можно сфотографироваться.
Сейчас для посещения в музее открыто всего два зала, остальные пока на ремонте. Экскурсии по музейной экспозиции уже проводят, они бесплатные, только нужно предварительно позвонить и договориться, чтобы Алексей был на месте.
— Сейчас больше ходят просто ностальгирующие люди, потому что у нас групповых экскурсий нет, помещение маленькое. У нас был совет ветеранов, приезжал частный гость из Италии, смотрел, как было в Советском Союзе, что такое пионеры, комсомольцы и коммунисты. Мы показали партбилет. Наши посетители — это люди, которые рождены в Советском Союзе, — говорит Алексей Гудков.
В ближайших планах у руководителя — открыть в музейной экспозиции еще два помещения: комнату НКВД и кабинет чиновника, в которых тоже будут устроены фотозоны. Работа над ними уже идет. Экспонатов достаточно. Но, говорит Алексей, хотелось бы найти человека, разбирающегося в ремонте техники. Нужно починить несколько неисправных вещей: игры, патефоны, проигрыватели. Открыть экспозицию для массового посещения Алексей Гудков планирует летом, правда, предварительно нужно найти волонтера, чтобы помогал проводить экскурсии и присматривал за музеем.
Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber по номеру 8(3522)22–91–60, в наши группы «ВКонтакте» и «Одноклассники».