В этом году в Кургане появилось несколько новых арт-объектов. Это теплопункт в Заозёрном, заборы возле водоканала и Курганского электромеханического завода, кирпичное здание по улице Карла Маркса. Работы горожанам в основном понравились, но не обошлось без критики: некоторым изображения показались слишком сложными, вычурными, непривычными. В сознании многих курганцев человек с баллоном — это по-прежнему вандал, никакой культуры у таких творцов нет. 45.RU пообщался с авторами самых известных изображений и создателем творческого кластера «Абстракт», который занимается организационными вопросами, чтобы выяснить — как они относятся ко мнению горожан, какие планы строят на последующие годы и чем ещё творцы готовы заниматься зимой, когда сезон уличных работ в Кургане окончен.
А что так сложно? Отношение курганцев к работам уличных художников
Непонимание, советы делать попроще и обвинения в вандализме — с такими сложностями сталкиваются художники при создании стрит-арта в Кургане, рассказал 45.RU создатель творческого кластера «Абстракт» Александр Казанцев. Появившиеся этим летом в Кургане арт-объекты не всем пришлись по вкусу: некоторые горожане остались недовольны зелёными линиями в рисунке на кирпичном здании на улице Карла Маркса, другим не понравилась вычурная каллиграфия на заборе возле водоканала, которая показалась некоторым курганцам трудноразличимой и сложной для восприятия. Александр Казанцев считает, что большим спросом у жителей города пользовалось бы направление реализма в стрит-арте. Но с ним работать сложнее, потому что такие работы сильно зависят от окружения конкретного места, его истории. Поэтому реализм отнимает больше всего сил и ресурсов у художников. В этом отношении проще заниматься абстракцией, графикой или каллиграфией, которые более универсальны и могут подходить для украшения разных частей Кургана.
Говоря о компромиссе между желаниями курганцев и своими предпочтениями, почти все художники сошлись во мнении, что не должны подстраиваться под вкусы публики.
— Что бы ты ни делал, в любом случае будут хейтеры. К сожалению, жители нашего города застряли во времени, когда всё должно быть однообразно и уныло, а люди должны бороться всю свою жизнь, рано вставать, поздно возвращаться домой, от этого идет их негатив, они пессимистичны во всём, — считает Влад Чехов, который расписывал кирпичное здание по улице Карла Маркса.
— Компромисс найти сложно, всегда найдутся недовольные, несогласные, консерваторы, но без критики в этом мире не создалось абсолютно ничего. Нужно начать с понятных сюжетов, приятных глазу обывателя цветов, отказаться от кричащего и провокационного, — высказался Виталий Морс, украсивший ограждение Курганского электромеханического завода абстрактным рисунком.
Александр Казанцев считает, что при создании стрит-арта в Кургане нужно ориентироваться на крупные города, но сохранять исторические особенности и традиции областного центра.
Помимо негатива от горожан, художники периодически сталкиваются с организационными трудностями — возражениями собственников, долгими получениями разрешения от администрации. Некоторые курганцы по-прежнему считают, что люди с баллонами, кисточками и красками — это вандалы. Но все эти вопросы и противоречия решаются, работы выполняются, говорит Казанцев.
«Культура стрит-арта в Кургане скорее мертва, чем жива»
Александр Казанцев намерен всерьёз заняться культурой уличного искусства в Кургане. Её нужно возродить, обеспечить художников работой и заказами.
— Тогда молодёжь увидит, что такой деятельностью можно серьезно заниматься и зарабатывать на этом, — считает Казанцев.
Культура стрит-арта в Кургане должна войти в обиход, чтобы людей с баллонами, кисточками и красками воспринимали как художников, «способных сделать что-то хорошее», считает Казанцев. Для этого нужно настроить взаимодействие между художниками с одной стороны и горожанами и властями города — с другой.
Помочь в этом смогут специальные места, где уличные художники будут создавать свои работы. Неплохим примером является установленная возле библиотеки Маяковского книга, где любой желающий может что-нибудь изобразить, но она не совсем удобна для оставления подписей, так как покрыта воском, говорит художник Борис Искра, который участвовал в создании каллиграфии на заборе возле водоканала.
Специальные места позволят сконцентрировать внимание художников и отвлечь их от расписывания стен и фасадов домов. Поверхности специальных мест для работ райтеров затем можно закрашивать, что сделает эти точки крайне долговечными, считает Казанцев.
Планы на стрит-арт в Кургане на 2020 и последующие годы
Планы и мечты у курганских уличных художников на последующие годы масштабные. Но это всё же планы, которые могут поменяться или исчезнуть, оговаривается Александр Казанцев.
Самой крупной работой может стать фасад пятиэтажки возле парка Победы, на нём хотят сделать рисунок в честь Дня Победы. Работой планирует заняться графический дизайнер Виталий Брокс, который сделал самый крупный арт-объект в Кургане — расписал теплопункт в космическом стиле в Заозёрном. По словам Казанцева, рисунок на фасаде хотят сделать не милитаристическим, а жизнеутверждающим, попробовать передать при помощи него суть войны. Работа может быть схожа по стилистике с солдатом, изображённым на телекоммуникационном шкафу возле кинотеатра «Россия».
Следующим крупным объектом могут стать колонны здания ТРЦ «Стрекоза» в Заозёрном. Ими хочет заняться художник Борис Искра. По словам Бориса, серые колонны можно изобразить в светлых и ярких тонах, использовать белый, голубой и бирюзовый цвета, линии, незамысловатые фразы и слова. К работе могут подключиться активист Дмитрий Хапов и руководство ТРЦ «Стрекоза», считает Казанцев. Ещё один крупный план Искры — расписать в футуристичном стиле площадь возле филармонии. Но здесь могут возникнуть трудности с получением разрешения, вздыхает Борис.
Художник Влад Чехов не против заняться росписью спортивных объектов. В их числе стадион «Локомотив», на его территории можно выполнить работы на бетонных плитах и трибунах. Тема спорта, в отличие от многих других, универсальна и найдёт положительный отклик и у мэрии, и у горожан, считает Казанцев.
Художник Виталий Морс будет выполнять работу по коммерческому заказу — расписывать белую стену здания Сбербанка возле ДКМ. Виталий Морс считает, что в Кургане художники должны заниматься масштабными работами, к примеру, украшать фасады домов в центре и в исторической части города. Сам художник был бы не прочь поработать и в Шадринске.
Художница Феля Шварц, работавшая вместе с Борисом Искрой над росписью забора на водоканале, изобразила бы в Кургане классические шахматы или зону в стиле «киберпанк» (жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. — Прим. ред.).
Сейчас художники отдыхают от больших работ и готовы браться за менее амбициозные проекты — украшать стены подъездов, помещений, наносить рисунки на различные объекты и заниматься внутренним обустройством. Организовывает их работу Александр Казанцев.