45.RU продолжает рубрику субботних исторических заметок о прошлом города, которое так откликается в нашем настоящем. В этот раз Татьяна Васильева, заведующая музеем истории города Кургана, рассказывает о том, как зауральцев обучали грамоте в ХХ веке.
Сейчас трудно себе представить, что еще какую-то сотню лет назад более половины населения Кургана и уезда, как, впрочем, и всей страны, были совершенно неграмотными. Несмотря на то, что в городе существовали мужское уездное училище, мужская и женская гимназии, приходские школы и училища, грамотных в Кургане и уезде было мало. Только в советское время этой проблемой занялись серьезно.
26 декабря 1919 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР», согласно которому всё население советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, было обязано обучаться грамоте. Народный комиссариат просвещения имел право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.
В 1920 году в Кургане была открыта первая школа грамотности. Городские партийные ячейки брали шефство над целыми деревнями: Смолино, Рябково, Мало-Чаусово, Галкино и другими. Еженедельно в подшефные деревни выезжали агитбригады для обучения населения грамоте, организации изб-читален, снабжения жителей газетами и литературой. В марте 1923 года в Кургане насчитывалось девять пунктов по ликвидации безграмотности со 150 учащимися.
В 1925 году в городе было организовано общество «Долой неграмотность», которое провело свою первую окружную конференцию. В общество вступали целыми организациями: Товарная биржа, артель «Пищетруд», рабочие жестяно-лудильного завода.
«На предприятиях рабочих, обучавшихся грамоте, поощряли разными подарками: отрезами на платья и пальто, валенками или галошами»
При разных организациях также создавались школы для борьбы с неграмотностью. Так, в 1922 году при Курганской конвойной команде открылась красноармейская школа по ликвидации безграмотности. 31 января вышел приказ окрисполкома об усилении работы по ликвидации безграмотности среди допризывников как будущих бойцов Красной армии.
Слушатели Курганского педтехникума и просвещенцы города постановили считать себя мобилизованными для ликвидации безграмотности. В деревни на борьбу с неграмотностью выезжали не только учителя, но и люди других профессий, в том числе работники культурных учреждений.
Но беда в том, что некоторые «преподаватели», сами не так давно научившиеся читать и писать, не могли толком обучить совершенно безграмотных людей. Поэтому еще долгое время в деревнях оставались люди, которые могли писать либо одними согласными, либо одними гласными буквами — как кому лучше запомнилось. Люди старшего поколения, особенно в деревнях со старообрядческим населением, и вовсе не хотели обучаться грамоте.
Несмотря на все усилия, в 1928 году в Кургане насчитывалось три тысячи неграмотных и около 500 малограмотных в возрасте от 16 до 35 лет. И это при населении в 28 тысяч человек.
В 1929 году было введено обязательное начальное обучение для всех граждан. В 1930 году газета «Красный Курган» писала: «В городе не охвачено всеобучем 50 человек. Ввиду отсутствия теплой одежды и обуви посещаемость в школах снизилась на 15%, в некоторых она достигает 40%. Особенно велика непосещаемость в школах-семилетках».
Это была еще одна большая проблема при борьбе с неграмотностью: отсутствие учебных принадлежностей, одежды не давало возможности для полноценного обучения. 19 сентября 1932 года вышло постановление Уралоблисполкома о введении на территории Уральской области, в том числе и Курганского района, обязательного семилетнего обучения. В 1935 году в городе насчитывалось 7 начальных школ, 3 неполные средние школы и 2 полные средние школы, школа глухонемых, 3 средних профессиональных учебных заведения, 2 школы ФЗУ и 2 районные колхозные школы, которые готовили трактористов, техников-агрономов и ветеринарных фельдшеров.
Для обучения взрослых открывались школы для взрослых, школы переростков, вечерние школы. В 1937 году приступила к работе школа переростков в помещении школы № 11 по ул. Советской, 107. В этом же году была организована вторая городская вечерняя школа для взрослых, к обучению приступили 100 человек. В 1940 году открылась школа для переростков глухонемых и взрослых глухонемых до 50 лет.
Как в городе, так и на селе открывались библиотеки и избы-читальни, работа в которых не всегда велась добросовестно. Вот что пишет в 1940 году «Красный Курган»: «Плохо работает изба-читальня в Скопинском сельсовете Белозерского района. Помещение всегда на замке. Избачи меняются часто. В прошлом году их сменилось четыре. Сейчас избачом является товарищ Мельников. К работе он относится халатно. В поле — редкий гость. Да когда и появляется, то толку мало. Газет с собой не берет, в перерыве пошутит с колхозниками и с этим отбудет. Потом зайдет в сельсовет, расскажет несколько анекдотов — и домой. Поэтому колхозники не уважают Мельникова, смотрят на него, как на бездельника, зря получающего зарплату».
И все-таки общими усилиями победить тотальную неграмотность среди населения удалось. По данным переписи населения за 1939 год, в РСФСР грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к 90%.