Есть ли в Кургане что-то мирового уровня? Ну помимо технологий, используемых в Центре Илизарова, и каких-нибудь секретных военных разработок? Достойное культурное, так сказать? За ответом на этот вопрос стоит сходить в Курганскую областную филармонию. Примерно раз в месяц здесь проходят экскурсии. На одной из них побывал корреспондент 45.RU.
Первый концертный зал филармонии, основанной, как и Курганская область, в 1943 году, находился в здании бывшей Александровской женской гимназии на улице Куйбышева, 55 (ныне — магазин «Метрополис»). В начале 1980-х годов стали строить новое здание — на Троицкой площади. Открытие состоялось 11 октября 1984 года.
— Я сама не знаю, что будет, — сразу честно предупреждает экскурсовод Ольга Новикова, она же — помощник художественного руководителя филармонии. — Я люблю просыпаться и не знать, что меня ожидает в сегодняшнем дне. Поэтому у меня и экскурсии такие же. Каждый раз бывают какие-то открытия.
Можно, например, попасть на репетицию Зауральского симфонического оркестра или застать светорежиссера. Или, как юные мишкинские музыканты прошлой осенью, неожиданно пообщаться с заслуженным артистом РФ, пианистом-виртуозом Борисом Березовским. «Проходите», — пригласил бы на сцену нас он, усадил бы за дорогущий рояль Steinway & Sons и попросил бы сыграть. Между прочим, всё так и было.
— Не каждому пианисту в своей жизни выпадает такая честь. Мы тогда сразу предупредили группу из Мишкина, что из-за концерта Бориса Березовского они мало что смогут посмотреть на экскурсии. Вроде бы всё закрыто. Вообще по жизни, когда одна дверь закрыта, открывается другая, причем, может быть, гораздо более интересная, — замечает Ольга Новикова.
Этот рояль Steinway, конечно, гордость курганской филармонии — подарок правительства области к 70-летнему юбилею культурного учреждения. Такие рояли находятся в лучших филармониях по всему миру. Когда музыкальный инструмент приобретали, он стоил порядка 6 миллионов рублей, а сейчас, после бешеного роста цен, — чуть ли не 30 миллионов.
— В этом плане мы ничем не обделены. У нас инструмент на мировом уровне качества, — говорит фортепианный мастер Иван Иванович Васильев. В филармонии он работает более 10 лет, а вообще в профессии — уже лет 30.
Мы в комнате-бокс, и настройщик демонстрирует нам, как звучит дорогой крыловидный инструмент, внутри которого, без преувеличения, арфа. Играет фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена. Экскурсанты в этот момент завороженно слушают и снимают игру на видео, а потом сами фотографируются на фоне рояля. Иван Иванович хмурится: как бы чего не повредили. Переключает внимание посетителей на клавесин производства ГДР. А от рояля-подарка и его товарища, тоже «Стейнвея», глаз всё равно не оторвать — даже стоят красиво, как сложенный пазл. Третий рояль, который тоже постоянно хранится в мастерской, сейчас на большой сцене, его готовят к концерту.
— Всю основную часть жизни эти рояли проводят здесь. Здесь же мы их обслуживаем, настраиваем и при необходимости делаем ремонт. Выкатываем только на репетиции и концерты. Концерт закончился — всё, мы их под чехлы и обратно сюда. Казалось бы, зачем три рояля на одну сцену? Вот тот, который стоит там сейчас, используют в основном, когда идут концерты джазовой музыки, эстрадной, когда играют дети. Иногда симфонический оркестр просит его — вместо арфы. Эти два «Стейнвея», между которыми разница в 30 лет, используются для классической музыки: когда пианисты играют сольно или когда приезжает скрипач или виолончелисты — в качестве аккомпанирующего инструмента. Бывает еще такая форма музицирования, как концерты для двух роялей одновременно, оба выкатываем, устанавливаем. У одного снимаем крышечку. Чтобы звук туда шел, в зал, — рассказывает Иван Иванович.
Рояли, между прочим, выкатывают всегда в белых перчатках, чтобы придать важности и торжественности этому событию. К музыкальным инструментам в филармонии относятся почтительно, заботливо и даже нежно. С сентября по май в мастреской-бокс круглосуточно работает профессиональный увлажнитель воздуха.
Ни одна экскурсия не обходится без посещения большого зала филармонии. Он рассчитан на 1100 мест. Для сравнения — в Екатеринбурге филармония на 700 мест. Плюс у нас еще есть камерный зал на 140–150 мест.
— Без всякого преувеличения, здание курганской филармонии построено грамотно и с большим размахом. С одной стороны, нам очень повезло. Такое шикарное здание в центре города, а с другой — раз такое здание, значит, его надо использовать под самые лучшие концерты. Что такое филармония? Это культурное учреждение, которое призвано сохранять и продвигать академическую, классическую музыку. Но у нас проходят и эстрадные концерты, и отчетные концерты коллективов города. Для кого-то это моветон. А с другой стороны, это наши реалии. Наоборот, музыка тем и прекрасна, что она объединяет страны, людей разных национальностей, самые разные жанры и направления, — говорит экскурсовод.
В большом зале, превосходном по акустическим свойствам, можно петь и говорить без микрофона. Звук летит до последнего ряда.
— Выступать здесь, конечно, большое удовольствие для всех исполнителей. Кто хочет — может либо что-то продекламировать, либо спеть, не стесняйтесь, — обращается к присутствующим Ольга Новикова.
6-летний Тимоша Дмитриев встает за режиссерский пульт и начинает выступление:
— Говорят, под Новый год, что ни пожелается, всё всегда произойдет, всё всегда сбывается…
Посетители экскурсии аплодируют. Затем разбредаются по сцене, всё рассматривают. Кто берет в руки треугольник, кто садится за барабаны… В конце — общее фото.
На этом экскурсия не кончается. Впереди — ложа, камерный зал и гримерки. В последних есть всё необходимое для артистов: розетки, зеркала. Здесь всегда чисто и аккуратно.
— У меня летом было много детских групп. Тогда за два месяца три раза приехал Хабиб. Дети спрашивали: «А Хабиб-то в этой гримерке был?» Конечно, в этой, — смеется Ольга Новикова. В VIP-гримерке она садится за рояль (в филармонии их всего 12), сама играет и поет.
Экскурсия длится час-полтора. За это время удается погрузиться в особую атмосферу, присущую только филармонии.