Вадим Шумков, губернатор Курганской области, высказался о передаче всемирно известной иконы кисти Андрея Рублева — «Святой Троицы». В начале июля стало известно об утверждении договора РПЦ с Третьяковской галереей о безвозмездной передаче Троице-Сергиевой лавре «Троицы» Рублева. Патриарх Кирилл назвал это событие историческим.
— С точки зрения нормального человека, вне зависимости от вероисповедания, то, что древнейшая и самая известная русская икона находится в древнейшей и сакральной для большинства русских верующих Троице-Сергиевой лавре, с которой иконописец Андрей Рублев и был духовно и физически неразрывно связан, — норма и историческая справедливость. С точки зрения сатанистов — безусловный раздражитель, — написал Шумков в своем телеграм-канале.
Губернатор уверен, что противникам переноса иконы из музея «изначально было наплевать и на сохранение иконы, и на место, где она в конечном итоге будет находиться».
Напомним, 19 июля икону доставили из храма Христа Спасителя в реставрационный центр имени Грабаря. Ранее в храм ее перевезли из Третьяковки, где она участвовала в постоянной экспозиции, в храм Христа Спасителя 4 июня для богослужения. Изначально говорилось, что икона останется там до 18 июня, а после ее отправят на реставрацию. Позже министерство культуры заявило, что пребывание иконы в храме продлили до 19 июля.
«Троица» — самое знаменитое произведение иконописца Андрея Рублева, он создал его в XV веке. Она является одним из двух произведений Рублева, которые, по мнению ученых, достоверно принадлежат кисти иконописца (вместе с фресками во Владимире). До революции 1917 года она находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, после была передана на вечное хранение в Третьяковскую галерею.
Икона находилась в музее с 1917 года и не должна была покидать его стен. В первый раз патриархия обратилась к Третьяковке с просьбой предоставить «Троицу» Андрея Рублева в 2008 году. Тогда РПЦ хотела привезти работу в Троице-Сергиеву лавру на праздник Троицы.
Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Вазгенович тогда написал в свое блоге, что икону не стоит трогать. По его словам, у работы были «расходящиеся доски, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений». А слои краски, нанесенные в разное время, могли по-разному отреагировать на изменения температуры и влажности.
Искусствоведы тогда сошлись на мысли, что если РПЦ получит икону на праздник, то потом захочет подержать ее подольше и в конечном счете оставить насовсем.