В зауральских школах не хватает психологов. И это на сегодняшний день главная проблема. Особенно кадровый голод ощущается на селе, об этом шла речь на координационном совете по развитию психологической службы Курганской области.
— На сегодня обеспеченность психологами составляет 60%. Один педагог работает на несколько школ. Это ведет к потере качества в работе. Постепенно процент охвата растет, — рассказал врио директора департамента образования и науки региона Андрей Кочеров.
По его словам, причиной неукомлектования на селе является то, что туда не хотят ехать специалисты. Он отметил, что заработная плата выдерживает необходимые показатели. Средняя зарплата в школах сейчас больше 25 тысяч.
По информации инновационно-методического центра Кургана, 35% психологов в городских школах являются начинающими, со стажем 1–2 года. Приток кадров есть постоянный, но психологи не задерживаются. Не выдерживают нагрузки.
Сейчас по нормативу на одного психолога должно приходиться 500 детей, но на деле бывает и 1000, и 1900. Нагрузку нужно снижать и приблизиться к показателю, когда на одного психолога приходится 350 человек.
Но в инновационно-методическом центре города Кургана говорят, что достичь этого показателя пока трудно. Вакантные ставки пустуют, на них нет желающих. За год из школ города ушли 12 психологов.
КГУ выпускает в этом году из магистратуры 5 психологов и еще 25 по бакалавриату. В ШГПУ бакалавриат даст 7 выпускников, но никто не придет в школы. Трое юношей уходят в армию, девушки уезжают из Курганской области, отметили в вузе. Из магистратуры выпустится 4 человека, и они уже все работают.
Между тем психологи в школах необходимы. По словам заместителя губернатора Курганской области по соцполитике Татьяны Меньщиковой, в этом году складывается тревожная ситуация по подростковым суицидам.
— В этом году зашкаливает количество суицидов, 6 случаев в этом полугодии, дети уходят из жизни, и мы этот процесс не можем контролировать, это наша вина. Уходят из жизни подростки 17 лет, не 13–14, где самый переломный период,— поделилась Татьяна Меньщикова.
Все больше становится детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми тоже должны работать психологи.
Детский омбудсмен в Курганской области Алена Лопатина считает недостаточной работу психологов с асоциальными семьями. Зачастую, по ее словам, присутствует формальный подход.
Идеально, чтобы в каждую школу пришел педагог-психолог, и пока это остается главной задачей. Среди других задач — переход на новые современные методики, в частности на систему тренингов.
Анна Лебедева