Знакомая многим родителям ситуация — ребенок с грустным лицом пришел со школы. На вопрос: «Что случилось?» начинает боязливо коситься на дневник со свежей двойкой, а может, и не одной. А за что ему эту оценку поставили? За уровень знаний? Или, может, за плохое поведение, отсутствие сменки или учебника? А так вообще можно? О правовой стороне этих вопросов порассуждал юрист из Кургана Пётр Волосников. 45.RU публикует его мнение.
— Знаменитая «советская» система образования сильно переоценена. В частности от нее нам досталась вера в право педагога на субъективную, не мотивированную оценку знаний. Сейчас ситуация меняется, поколение родителей из «школьных чатов» круглосуточно обсуждает каждое действие учителя и готово бунтовать при любом намеке на несправедливость, другая сторона защищается и защищает коллег. Мой опыт пассивного наблюдения (никогда не писал в чат) показывает, что закон не знает ни одна сторона. А я вам сейчас расскажу.
Оцениваются знания. Не дисциплина, не посещаемость, не наличие второй обуви или учебника. Поэтому двойки за плохое поведение или за пропуск урока быть не может — уверен, что сейчас многие педагоги удивились. Здесь возникает мой любимый вопрос: двойка за отсутствие домашнего задания — это оценка знаний? Проверять-то нечего) Думаю, что нет, хоть это и против традиций.
Законом об образовании закреплено право родителей беспрепятственно получать информацию об учебном процессе, в том числе о полученных оценках, и это не означает, что достаточно выставлять их в дневник, это означает, что при получении вопроса «Почему так?» придется мотивированно отвечать.
Итоговые оценки за четверть, полугодие, год — это не среднее арифметическое значение баллов. Такая методика не рекомендована Минобразования. Большее значение имеют баллы за проверочные и контрольные работы, и вот здесь есть серьезная доля субъективного мнения педагога.
Порядок оспаривания оценок указан в уставе школы. Устав должен быть размещен на сайте учреждения, но общий смысл везде один. В каждой школе действует комиссия, в задачи которой входит рассмотрение споров по оценкам. Не согласны — заявление директору, он передает вопрос на рассмотрение комиссии. Вы вправе участвовать и приводить доводы, педагог тоже. Следующая инстанция — заявление в муниципальный орган образования. Последняя инстанция — суд. Представляете — можно и (редко) иногда нужно оспаривать несправедливые оценки в суде, у меня пока таких клиентов не было, уверен — однажды появятся.
Согласны с автором?