В Кургане выбрали победителя конкурса «Лучший учитель — 2022». Им стал учитель истории и обществознания гимназии № 19 Юрий Долгих. Ему всего 30 лет, но в конкурсе профмастерства он участвует второй раз — в 2017 году состязался в номинации «Педагогический дебют». За эти пять лет он проделал серьезную работу над собой и в финале конкурса даже не мог спать от нагрузки. «Я бы хотел сказать спасибо и извиниться перед своей женой Настей и сыном Ромкой, которые меня полмесяца не видели совсем», — обратился победитель к родным со сцены. Мы поговорили с Юрием Долгих о работе и педагогике.
— Вы в выступлении извинились перед родными, что они вас не видели месяц. Сколько времени вы тратили на конкурс ежедневно?
— Ежедневно часов по 18 каждый день. Спал на таблетках, честно. Хорошо, что в школе меня администрация временно освободила от уроков.
— Для чего вам нужен был этого конкурс?
— Это прежде всего опыт. На своих детях привыкаешь работать одинаково, а здесь смотрит жюри, смотрят коллеги, говорят, над чем работать. Это полезно для профессионального роста и отработки техник, которые мы используем.
— Как вы считаете, было ли у вас преимущество, потому что вы мужчина?
— Конкуренты были достойны, случайных людей в конкурсе нет. Я был дважды в жюри — нет разницы, мужчина или женщина. Смотрят в первую очередь на профессионализм.
— Вы участвовали пять лет назад, в 2017 году, и сейчас вновь. Что поменялось в вашей работе за это время?
— За эти пять лет я прочитал много педагогической литературы, познакомился с новыми идеями, особенно с идеями советской педагогики, особенно Василия Сухомлинского. Он оказал серьезнейшее на меня влияние. Стараюсь использовать эти старые, но новые для себя идеи.
— Сейчас же всё изменились: современные дети, современные технологии. Неужели его идеи не устаревают?
— Нет, потому что дети испытывают те же эмоции. Хоть мир вокруг меняется, мы остаемся людьми, потребности остаются те же: в общении, в одобрении, понимании, поэтому то, что когда-то было придумано лучшими педагогами мира, актуально.
— К вам дети приходят со своими проблемами?
— Бывает, но я вам о них не расскажу.
— Не рассказывайте, но подскажите, на что родителям обратить внимание…
— Надо больше с детьми общаться родителям. Сейчас это самая большая проблема. Родители не плохие, но они реально много работают и очень мало времени остается на детей. Отсюда дети ищут, с кем говорить, и не делятся своими проблемами с другими, доверия становится меньше. Поэтому мой совет один — чаще разговаривать с детьми.
И самое важное в общении — это честность. Дети хоть и с малым жизненным опытом, они чувствуют, когда им лгут. Если вы говорите с детьми честно и просите от них того же, рано или поздно отношения наладятся.
— Вам не тяжело на себя такую ответственность брать — частично быть родителем?
— Задача учителя — не только научить, но и воспитать. Это наше призвание. Тяжело только поначалу, но потом привыкаешь. Я считаю, что так и должно быть, это то, чем мы должны заниматься.
— Конкурс проходил в дистанционном формате — было сложно?
— Занятия с детьми проходили в очном формате, это не страшно, это привычно. Детям было легче, только класс и учитель, а то, что это куда-то транслировалось — не так принципиально.
— Как вам работа на дистанционке?
— Для меня этот формат уже привычен, я немного раньше перешел на нее. Помните, когда весной прошлого года локдаун, у нас многие высылали задания детям и письменные объяснения, а мы уже тогда пробовали заниматься дистанционно через «Зум». Конечно, не хватает общения вживую. Но есть и свои плюсы…
— Какие? Не нужно тратить время на дорогу?
— Это самый большой плюс для всех. Когда мы в школе, не во всех кабинетах есть интернет и проектор, а из дома гораздо проще показать какую-то статистику, особенно на уроках экономики. Когда мы опрашивали учителей, нам говорили еще о тех минусах, что возросла нагрузка на глаза и невозможность проконтролировать присутствие детей на уроках. Не заставишь камеру включить.
— Глаза очень устают, но надо отдыхать чаще. По СанПиНам в старших классах урок 30 минут: провел — отдыхаешь. Проверяешь задания через компьютер полчаса — потом отдых. А больше никак.
— А как вы наличие учеников проверяете? Не храпят ли у вас на уроках?
— У меня таких проблем не было, но знаю, что у коллег бывают. Я не настолько жесток в этом отношении. Кто заходит — здоровается, на выходе — прощается. В процессе задаю вопросы. Плюс в «Зуме» видно, кто отвечает.
— Как вы совмещаете работу и родительство. Сколько лет вашему ребенку, он тоже на дистанте?
— Да, ему семь лет, он в первом классе. Он занимается за моим старым компьютером. У нас нет с домашним заданием проблем, он с подготовишки сам всё делает. Если надо с чем-то помочь, это не занимает много времени.
— Сегодня многие выступающие желали профессионального роста. Хотите стать директором или завучем?
— Нет, у них очень много бумажной работы, а я не люблю это. Для меня заполнение журнала уже пытка, ни зарплатой, ни статусом не затянут… Надеюсь. (Улыбается.)
— Еще последние два года министр просвещения Сергей Кравцов приглашает победителей федерального этапа конкурса в свои советники. Вы готовы были бы на общественных началах помогать, например, в департаменте образования и науки региона?
— Если я буду уверен, что это реально помогает, тогда я согласен.
— А с какими предложениями бы вышли?
— Из реальных? Зарплату, оклад нужно повысить учителям. Единственное, чего не хватает, на мой взгляд, в нашем регионе. Учителя будут меньше заниматься репетиторством, меньше думать о каких-то проблемах, меньше брать ставок, больше будут времени тратить на саморазвитие и подготовку к урокам, и качество от этого только вырастет.
— В докладе Минпросвещения в СовФеде сообщалось, что по России у 75% учителей оклад ниже МРОТ. Это правда?
— Не знаю, как сейчас, но пару лет назад было так, что учитель с высшей категорией за ставку получал меньше, чем прожиточный минимум. Это реальная проблема.
— Еще есть предложения для реформирования системы образования?
— Второй вопрос — педагогическое образование. У нас был очень слабый курс педагогики и не хватало этого. Сейчас коллеги подсказывают хорошую литературу, приходится сейчас это всё наверстывать. Надо восстанавливать ту систему советского педагогического образования, которая была у нас, с учетом изменившихся обстоятельств и технологий.
— У вас был выбор, кем стать?
— Мне очень нравилась история, я отучился на историка с удовольствием все пять лет. А потом я работал в пищевой промышленности полгода, мне Елена Геннадьевна (Елена Смирнова, директор гимназии № 19. — Прим. ред.) предложила поработать, и я согласился и седьмой год работаю, и вот так привязался к школе!