RU45
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Кургане

Погода+14°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +11

3 м/c,

зап.

767мм 39%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Образование интервью «Работа в пивном оплачивается лучше, но меня она не интересует»: что беспокоит курганского учителя?

«Работа в пивном оплачивается лучше, но меня она не интересует»: что беспокоит курганского учителя?

Интервью с Юрием Долгих о зарплате, современных детях, нехватке кадров и выгорании

Юрий Долгих преподает историю и обществознание в гимназии № 19

Курганский педагог Юрий Долгих претендует на звание «Учитель года России — 2022». Корреспондент 45.RU узнал — доволен ли Юрий своей зарплатой, способен ли оторвать учеников от гаджетов, обсудить с ними аниме или спорных блогеров, а также поговорил на тему СВО и ее влиянии на школьников.

Юрий Долгих родился в деревне Камаган Юргамышского района. Окончил там 11 классов, затем получил диплом преподавателя истории в КГУ. Пока учился в вузе, успел поработать на предприятии пищевой промышленности. После студенчества два года был ассистентом на кафедре всеобщей истории КГУ и параллельно работал в школе. Семь лет он преподает историю и обществознание в гимназии № 19. Учит 7-е, 10-е и 11-е классы. Женат, есть сын. Увлекался хоккеем, занимался программированием.

Про зарплату, дефицит кадров и выгорание

Когда и почему вы решили стать учителем?

— Я вообще никогда об этом не думал. Учился в университете на историка. Нравилась история. Затем меня пригласили в гимназию. Решил попробовать. Так и остался. Работа понравилась, она интересная.

Было ли страшно идти в профессию?

— Страшно, конечно, особенно в первый год. Я хоть и разговорчивый человек, но интроверт, поэтому для меня это было тяжелое испытание. Но ничего, люди со временем меняются. Привык, втянулся. Я, когда первый год работал, у меня нагрузка была небольшая, в основном с одним классом работал. Коллектив небольшой, к нему быстрее адаптируешься.

Что больше всего нравится и не нравится в работе?

— Начну с плохого. Зарплата. Насколько же она маленькая... Проходили с женой мимо магазина разливных напитков. Там в объявлении пишут: «Нужен кассир, зарплата от 35 тысяч». У нас это, если верить данным Росстата, больше средней по региону. Это больше зарплаты учителя, прям прилично. У учителя не будет такой зарплаты, даже если он возьмет две ставки. В целом по стране эта проблема.

Что нравится? Люди, которые в гимназии работают. В школе остаются идейные. Приходят туда люди, которые решили просто попробовать, что это за работа, и уходят, если не понравится. Остаются те, для кого это действительно важно, кому это интересно. И это специфический коллектив, в котором каждый заинтересован в своей работе, каждый — идейный. И такие коллективы не везде встретишь. Люди профессиональные, воспитанные, с высокими ценностями, идеалами. За это стоит держаться, я это ценю в работе.

Не страшно, что однажды минусы перевесят плюсы?

— Каждый раз об этом задумываюсь. В первые годы было проще, были доплаты молодому специалисту. Репетиторство немного спасает. Хоть это сезонно и занимает время и силы. Хочется порой себя поберечь, отдохнуть, побыть с семьей полноценно. Но альтернатив работе учителя нет. Работа в пивном оплачивается лучше, но меня она не интересует.

Сколько учитель должен получать за свой труд? А сколько получает?

— У нас есть в регионе учителя, которые получают 50 тысяч, но у них два классных руководства, больше двух ставок, они почти круглосуточно на работе. Пусть даже у нас средняя зарплата учителя до средней по региону почти дотягивает, условно. По данным Росстата, на май 30 тысяч вроде было. Для Кургана не сильно мало. Есть много профессий, где получают еще меньше.

«Что касается того, какой зарплата должна быть, тут нет правильного ответа вообще»

Одна из партий разработала инициативу — по 75 тысяч зарплату сделать за ставку. Можно, но деньги придется из кубышки брать, по триллиону в год тратить. Где эти деньги брать? Это очень большой вопрос, потому что кубышка тоже не бесконечная. Также были идеи приравнять оплату ставки к средней зарплате по региону. То есть ты не за 2–2,5 ставки будешь 30 тысяч получать, а за ставку 30 тысяч. Но где региону взять денег?

А сколько надо платить и сколько будет справедливо? Это субъективно. Всегда ведь мало. Хочется за тот же объем работы в два раза больше зарплату.

Нехватка учителей есть?

— Сергей Сергеевич Кравцов, наш министр просвещения, говорит, что у нас школы учителями обеспечены. Но они обеспечены за счет того, что у кого-то две ставки, у кого-то полторы, у кого-то больше двух. То есть мы детей распределили по предметам, по учителям. Люди перерабатывают, 9,5 месяца интенсивной работы практически без выходных сильно выматывают.

Вас это коснулось?

— Конечно, как и любого учителя. Есть норма, у учителя она считается 18 часов в 40-часовую рабочую неделю. Плюс подготовка, проверка тетрадей, заполнение отчетов. В сумме 40 часов набегает. Но это чисто по урокам. Работаешь пять дней в неделю, три-четыре урока каждый день. Их нужно нормально подготовить, провести, заполнить вовремя все документы.

А если у тебя, допустим, две ставки, то каждый день по шесть-семь уроков и нормально подготовиться к ним уже нельзя. Ты приходишь домой, проверяешь тетради часа два-три. Потом готовишься к урокам. Часов в 10–11 заканчиваешь. И так каждый день.

Юрий рассказал о проблемах, с которыми сейчас сталкиваются учителя

Работа учителем и личная жизнь совместимы?

— В прошлых годах был городской конкурс, номинация «Педагогический дебют». Победительница на последнем этапе сказала, что граница между личным и профессиональным там, где ты ее проведешь. Это важно. У меня есть семья, я к работе ее никак не привязываю. Стараюсь на работе о семье не говорить. И проблемы с работы в семью не несу. Но домой я приезжаю и продолжаю работать. Эта проблема остается, и она пока не решаема. У меня есть жена, сын.

Как они относятся к тому, что папа постоянно в работе?

— Тяжело, потому что домашние дела есть, которые копятся всю неделю и остаются на воскресенье. В воскресенье к понедельнику нужно готовиться. Полдня на домашние дела и чтобы с ребенком побыть, остальное время — подготовка к работе. И так весь учебный год. И большинство коллег так же работает. Потому и эмоциональное выгорание.

Вы не выгорели?

— Ну, я еще молодой, чтобы мне выгореть. Тяжело, когда работа превращается в рутину. Когда работал на предприятии — каждый день одно и то же. Урок чем отличается? Он творческий, ты можешь его построить так, как тебе хочется. Сегодня мы с детьми побеседовали, завтра они контрольную пишут. У тебя каждый день может работа меняться, если ты сам это организуешь.

Плюс дети — это не мешок с рисом, они интересны. Они приходят со своими новостями, проблемами. Это все обсуждается. Какая-то живость в этом есть. И если так к этому вопросу подходить, то можно вообще не выгореть либо это произойдет очень нескоро. Нужно находить в работе те моменты, которые позволят тебе расслабиться.

Как спасаетесь от выгорания?

— На мой способ жена сильно ругается. Я домой прихожу, всё что нужно сделаю, провожу время с семьей. Потом все спать ложатся, а я на ноутбуке смотрю то, что мне интересно. Круг широкий — от антропологии до астрономии. И бывает, какую-нибудь фишку для урока найдешь. Например, пару лет назад из математики взял теорию игр. Мне интересно моделировать жизненные ситуации и просчитывать их. И я решил попробовать это на детях. Мы берем и перекладываем это на какой-то конкретный материал. Детям это интересно, что-то новое.

Коллеги на педсоветах делятся опытом, наработками. Это разнообразие спасает от скуки, от рутины. Еще от нее спасает эрудированность. Ведь если ты приходишь в класс, которому не нужны история и обществознание, их надо уметь заинтересовать. Соответственно, ты должен хотя бы элементарно разбираться в той же физике, чтобы приводить примеры.

«Дети стали другими»: про драки, блогеров и как меняются дети со временем

Поговорим про учеников. Современные дети — какие они?

— Некоторые пожилые коллеги говорят, что раньше дети были лучше. Но дети просто другими были — иные интересы, возможности, технологии. Даже 10 лет назад возьми то, что слушали, смотрели и читали дети, и сравни с тем, что сейчас, это совершенно разные вещи. За семь лет моей работы дети изменились. В хорошую или плохую сторону? Ни в какую, просто другими стали.

Сейчас многие учителя жалуются на гаджеты, что дети постоянно в них. Но здесь же всё зависит от тебя.

«Если ребенку неинтересно, он будет залипать в телефоне»

Поэтому задача учителя — заинтересовать. С другой стороны, эти технологии можно использовать и в образовательных целях, если правильно к этому подойти. Но у нас на самом верху в министерстве еще не определились толком, можно в образовательных целях гаджеты использовать или нет: то одна поправка, то другая.

Мне нравится следить за современной культурой, смотреть новые фильмы, слушать что-то из современной музыки. Но далеко не всё, конечно. Многие дети, допустим, сейчас очень любят аниме. И многие ученики удивляются, что я его тоже смотрю. Нормально отношусь к видеоиграм, сам иногда играю. Поэтому находим темы для разговоров, я понимаю детей. Не возникает проблем с общим языком.

Можете сравнить нынешних детей с собой, когда были школьником?

— Мне сложно сравнивать. Я в деревне вырос, там была немного другая атмосфера. Обсуждали с коллегами — принципиально ничем дети не отличаются от того, какими были мы.

Расскажите какую-нибудь историю с работы.

— Есть такой специфический товарищ, Юрий Дудь (признан СМИ-иноагентом). У него есть поклонники, есть противники. И вышла у него «документалка» про Колыму. Мне как историку было интересно, посмотрели с женой. По итогу хотелось плеваться, такого наворотил.

На следующий день приходишь в школу, а там 10-е классы эту «документалку» все посмотрели и обсуждают. И они хотят знать, прав он или не прав. В одном классе объяснишь, приходишь в другой, у них те же вопросы. Целый день в разных классах одно и то же рассказывал. Это одна из проблем, когда некоторые современные блогеры гонятся за хайпом и засоряют мозг детям.

Юрий Долгих участвует в конкурсе «Учитель года России — 2022»

Еще несколько лет назад была проблема с Навальным. Я тогда только начинал работать. Он сильно детей взбудоражил и приходилось порой персонально с некоторыми после уроков разговаривать, объяснять, что и как. Наши дети, к счастью, никуда не ходили и не попали.

Один раз перед уроком два ребенка подрались, это был класс седьмой. Несильно, вовремя разняли. В другой раз на экзамене драка случилась. Водил детей в соседнюю школу на сдачу ОГЭ, девятые классы. Ребята с двух школ. В итоге оба сдали хорошо, на них не повлияло. Может, когда-нибудь для них это станет уроком.

Часто ли приходится объяснять детям, зачем нужен ваш предмет?

— Был у меня один такой случай. Лет пять назад, когда меня спросили: зачем учить историю? Тогда пришлось объяснять. Говорят, что история учит не повторять ошибок. Это не совсем верно. Ситуация меняется, и не всегда можно прошлое соотнести с настоящим. Причины принятия каких-то решений или последствия всегда будут отличаться.

«История учит смотреть на все как на процесс, когда ты видишь развитие общества, государства в динамике»

С чего государство зарождалось? Как оно до современного состояния дошло? Изучение этого дает понимание — что сейчас происходит, почему те или иные решения принимаются, какие можно ожидать последствия.

Как замотивировать ребенка учиться, заинтересовать его?

— Есть дети, которых не надо мотивировать. То ли в семье у них так поставлено, то ли сами по себе дети такие, что им интересно. Либо им неинтересно, но в семье приучили, что НАДО делать. Есть дети, которых приходится увлекать. Но чем и как мотивировать — это все сугубо индивидуально. Немного юмора надо добавлять, не уходя в крайности, балансировать.

«Главное — это давать свободу детям, чтобы они говорили»

Если ребенок понимает, что его услышат и не высмеивают его мнение, он заговорит, дополнит аргументами, ему самому будет интересно. Бывает, что работаешь с классом и он в целом нормальный. Но есть пара детей, с которыми надо отдельно работать.

Где-то срабатывает момент, что ребенок, допустим, в «Танки» играет. Мы с ним можем это отдельно на перемене обсудить. Он потом чем-то загорится и до следующей перемены будет ждать, чтобы подойти снова ко мне. С кем-то мы можем обсудить аниме. И ребенку становится интересно. Нужно найти ключик к каждому. Но это сложно, будем честны, и не всегда получается. Не к каждому ребенку получается найти подход. Был у меня один мальчик на домашнем обучении. Вот ему история вообще была неинтересна. Он интересовался только музыкой и рисованием. С ним было сложнее, но мы общий язык всё равно нашли.

Про спецоперацию, поднятие флага перед уроками и новые ФГОСы

Появились ли у вас в гимназии тематические классные часы по геополитике после начала СВО?

— С февраля, когда спецоперация началась, проводились мероприятия. Дети сами стали приходить и спрашивать об этом. И чаще всего идут к нам, к историкам, с этим вопросом. Порой приходилось по пол-урока тратить, чтобы ввести детей в курс дела. Потом сверху стали отправлять необходимые материалы, как с детьми об этом говорить. Это продолжалось всю весну. Летом у нас ввели «Разговоры о важном», новый формат воспитательного мероприятия. В общих чертах с этим знаком. Они должны проводиться раз в неделю.

Как относитесь к новой традиции поднимать российский флаг в школах и петь гимн?

— Ничего плохого в этом нет, если это будет сделано в разумных пределах. Мы знаем массу стран, где эта традиция есть. И, насколько я помню, в советское время ее вводили. Но нужно учитывать нюансы: на подъеме флага должны быть все. А если школа учится в две смены, как вторая смена будет присутствовать? Проводиться будет на улице? А если ливень, мороз? А еще должен играть гимн. А мы, допустим, в спальном районе живем. В 08:00 музыка тому, кто только приехал с работы, я думаю, не сильно понравится, даже если он очень патриотичен.

Тут много таких проблем, чисто технических, организационных. Но вообще я считаю, что идея хорошая, по крайней мере, она не будет занимать сильно много времени.

Новые ФГОСы: по-простому, что это?

— Это образовательные стандарты. То, какие результаты мы должны достичь, пока ребенок учится в школе, чему и каким предметам он должен научиться, каким должен стать человеком, как он будет работать с информацией. Новый ФГОС отличается от предыдущего тем, что многие положения конкретизировали. Стало меньше воды. Радует, что добавили обучение детей финансовой грамотности.

Считаю, это неплохо. Мы знаем, сколько мошенничеств у нас по стране, когда люди кому-то доверяют, не зная, как правильно оценить сообщение или звонок. В остальном стандарт принципиально не поменялся.

Учитель больше не оказывает «услугу» по закону. Как то, что эту формулировку убрали из закона об образовании, реально отразится на отношении к педагогам?

— Этого пока не знаю. Как это будет реализовано? Большой вопрос. Раньше это была именно образовательная услуга, и мы полностью подпадали под закон о защите прав потребителей. Учителя, школу можно было за многое притянуть. Как будет сейчас — не знаю. Надо смотреть, какие поправки будут приниматься. Посмотрим, защитит ли это учителя и поменяется ли что-то в его жизни.

О главных качествах учителя и общении с родителями

Какие главные качества должен иметь педагог, чтобы работать в школе?

— Терпение во всех смыслах. Бывает, что очень много работы приходится делать разом. Ты об этом узнаешь сегодня вечером, а утром она уже должна быть сделана. Сдержанность в высказываниях.

«Всегда нужно думать о том, что ты говоришь и как это влияет на неокрепшие умы детей»

Ребенок растет, формируется как человек. И все, что ты скажешь, может оставить какой-то след, особенно если это будет что-то грубое, резкое. Поэтому всегда надо уметь подбирать слова.

Профессионализм. Это не только знание предмета, это умение общаться с коллегами, с администрацией, с родителями. Для многих это непростая задача. Еще важное качество — ответственность. За себя и за детей.

Насколько это мужская работа — быть учителем?

— Если на статистику смотреть, то не особо мужская. У нас мало учителей-мужчин. Не конкретно в нашей школе, а вообще по стране. Вообще, если бы женщины были сильнее, может, и на руках бы нас носили. Они нас (мужчин) очень любят в коллективах педагогических. Многие женщины-коллеги, кто в советское время еще работал, говорят, что мужчин не хватает сейчас, что раньше было больше. И вот этот вот мужской аспект воспитания — он крайне важен. Вот сейчас с этим проблемы. В наших школах ситуация плюс-минус одна и та же.

Мужчина-педагог — это обязательно физрук, трудовик или учитель ОБЖ? Или это миф?

— Это устоявшийся миф. Мы видим, как по всей стране мужчины ведут и русский язык, и литературу, и иностранные языки, историю, обществознание, и много других предметов. И в советское время мужчины вели разные предметы.

Что вас держит в школе?

— Сама работа интересная, ты постоянно узнаешь что-то новое, общаешься. Я хоть и интроверт, но у нас очень интересный коллектив, с которым всегда приятно пообщаться. Интересные дети, которые много читают, смотрят, умеют думать, интересно слушать их мысли. Работал с ребенком, который очень любил философию. Я сам в университете ею увлекался, и нам было интересно с ним поговорить после урока. Это и есть возможность избавиться от рутины.

На заводе ты ограничен заказом и одинаковыми установками. Я поработал на предприятии, есть с чем сравнить. К тому же человек формируется средой. Коллектив гимназии в тебя много вкладывает. Если чего-то не знаешь, подходишь — тебе объяснят коллеги. Получается ответственность перед коллективом, в хорошем смысле. И отсюда чувство благодарности, оно тоже держит. В коллективе своих не бросают.

У женщин-учителей бывают проблемы, когда они не могут расслабиться, отдохнуть на пляже в купальнике, сходить в магазин без пристального внимания со стороны родителей. Есть ли у вас личные ограничения в поведении или не обращаете внимание на пересуды?

— Я не нудист. Поэтому у меня проблем с этим нет. Я спокойно по городу гуляю, вижу много учеников. Здороваемся, обсуждаем что-нибудь, расходимся, проблем нет. Может быть, мне проще, потому что я мужчина?

«Учитель должен быть человеком, прежде всего и иметь право на личную жизнь»

Если говорить про эти случаи, когда учительницу в купальнике увидели или нашли у нее подозрительную рок-музыку — люди разные, людям нравятся разные вещи. Я прихожу на работу, соблюдаю должностную инструкцию. На работе я должен быть одним, дома могу быть другим.

Профиль в соцсетях не закрывал много лет. Сейчас ограничил доступ временно из-за конкурса. У меня дети порой спрашивали, что за песня у меня в записях с нецензурным названием. А это память о человеке. Когда учился в университете, у меня друг погиб, это была его любимая песня.

С кем сложнее работать, с родителями или с детьми?

— Это индивидуально. У меня в практике не было неадекватных родителей. Но знаю, что коллеги сталкивались с такой проблемой. В основном родители, если какая-то проблема возникает, звонят или приходят и задают вопросы. Что касается детей — они очень разные. Есть дети, с которыми очень тяжело найти общий язык. У них свои взгляды на жизнь и ничего с этим не сделаешь. У меня был один такой ребенок, с которым мы прекрасно общались, было несколько общих тем. Но все остальные учителя не могли найти к нему подход.

«Часто учителя родителей боятся. Почему? У нас такой подход в системе, что клиент всегда прав»

Ну и какое-то время у нас понятие образовательных услуг было. Школа оказывала образовательную услугу. И родитель всегда имел возможность надавить. Учитель, к примеру, поставил адекватную оценку. Родители с ребенком не соглашаются и идут к директору. Даже если учитель был прав, родители идут в прокуратуру, в администрацию президента. И если они туда обращаются, то для школы появляется много проблем, независимо от того, кто прав, а кто виноват.

Над чем в последний раз смеялись?

— Поводы для смеха я каждый день нахожу. Иногда новости почитаешь. Бывает, что дети какой-нибудь мем покажут. Могут прийти анекдот рассказать. Бывает, фильм посмотришь, посмеешься.

На работе каждый день можно посмеяться. Дети друг над другом тоже шутят. Порой нормально и в разумных пределах, без оскорблений, без унижения. Если шутка хорошая, над ней смеются все, в том числе и тот, на чей счет пошутили. С детьми можно смеяться над многим. У нас шутки на уроках приветствуются, если не мешают. Иначе будет скучно, рутинно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем