RU45
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Кургане

Погода+19°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +18

2 м/c,

южн.

743мм 52%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Образование интервью «Гуманитарии открыли для себя завод»: учить выбору профессии в курганских школах будут с 6-го класса

«Гуманитарии открыли для себя завод»: учить выбору профессии в курганских школах будут с 6-го класса

Как не просчитаться с делом всей жизни, спросили у эксперта

Представления о профессиях не меняются, в то время как сами профессии выглядят совсем по-новому

Кем станешь, когда вырастешь? Многие из поколения 30-летних до сих пор задают себе этот вопрос. В нулевые (поправьте, если не так), как помнится, кроме деления по профилям в старших классах и тестов от психолога школы профориентация была больше делом старшего поколения и моды на определенные профессии (привет всем экономистам и юристам). Сейчас думать о будущем школьники всей страны будут по четвергам: с сентября начался федеральный курс «Россия — мои горизонты», объявленный Министерством просвещения России. Он призван помочь детям к окончанию школы определиться с профессией или дальнейшим направлением обучения.

Итак, кем стать, чтобы не прогадать? Какие профессии востребованы в Зауралье и что современные дети слушают больше: мнение родителей или свое сердце? 45.RU поговорил с руководителем Центра опережающей профессиональной подготовки Людмилой Матасовой о муках выбора, с которым помогут педагоги.

Эксперт рассказала, чему научат школьников и их родителей

Курс «Россия — мои горизонты» рассчитан на 34 занятия, он содержит профориентационные диагностики и уроки, отраслевые и рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы. Пройти тесты можно на сайте проекта «Билет в будущее», куда приглашают не только детей, но и родителей.

— Людмила Александровна, сейчас Министерство просвещения объявило о проекте профориентации для школьников. Как она проходила до этого учебного года? Я помню несколько тестов от психолога в школе... и всё.


— В России выборочно реализовался проект «Билет в будущее», но не для всех классов и не для всех школ. В прошлом году у нас в проекте участвовало 60 педагогов-навигаторов и порядка 35 школ, 3350 школьников в Курганской области. В этом году билет стал составной частью профориентационного минимума с 6 по 11 классы. И получается, у нас уже все школьники в той или иной мере могут посещать уроки профориентации.

— Сейчас урок идет в формате классного часа?

— Тут очень сложная система. В течение года у учеников каждую неделю по четвергам будут занятия «Профориентационный минимум». Это внеурочная деятельность. Плюсом к ней добавляется урочная деятельность. Например, на уроках физики или математики учителя будут рассказывать школьникам, как применяется их предмет в профессии. Допустим, физика нужна в молекулярной физике, в сити-фермерстве.

— Что это?

— Это новая отрасль биотехнологии, — выращивание сельхозпродукции в городских условиях. И ученикам расскажут, что есть такие современные теплицы и как химия влияет на выращивание растений.

— В школе 2008 год выпуска у нас был профориентационный тест, после которого мне сказали: «Ну всё, ты гуманитарий, иди пиши что-нибудь». Что изменилось с тех пор, что государство так плотно взялось за школьников и решило рассказывать о профессиях?

Куда пойти учиться после школы. Неверно выбранная карьера — это потраченное время жизни. На уровне государства стало понятно, что неразумно тратить деньги на обучение не по профилю, не по интересу школьника. Ведь часто они выбирают профессию, потому что хорошо платят, потому что родители сказали, потому что кто-то посоветовал, а сам он этого не хочет. 70% выпускников не знают, чего они хотят, куда пойти учиться после школы. Это и на государственном уровне лишняя трата денег, и для человека это неправильно. Неверно выбранная карьера — это потраченное время жизни.

Поэтому, конечно, Министерство просвещения ввело эту программу, чтобы школьники как можно раньше определили, что им интересно. Или убрали те отрасли, которые им точно неинтересны, чтобы их выбор был более осознанным, профессиональная карьера выстраивается сразу. Современные школьники именно этого хотят. Они нацелены на то, чтобы осознанно выбрать сферу деятельности, где им будет интересно. Да, конечно, денежные моменты играют большую роль. Но, насколько я поняла, школьникам хочется сразу поступить туда, где они могут себя реализовать.

Теперь на уроках детям рассказывают, кто и почему нужен стране и региону

— В таком случае появляются дополнительные аргументы для родителей, чтобы стать художником, а не юристом?

— Школьник не будет противостоять мнению родителей. Скорее всего, этот проект рассчитан на то, чтобы школьник и родитель думали одинаково. Для школьников есть блок тестов. Не один тест, как мы раньше на листочке вручную заполняли и нам говорили: «Ты гуманитарий». А компьютерные тесты: блок, который выводит и на сферу, и на конкретную профессию, на выбор конкретных профессий, которые потом можно онлайн попробовать. Это же фермерство, допустим, — новая штука: прошел тест, тебе выдал профессию сити-фермер, и можно попробовать себя в ней онлайн. Родитель может зайти на эту же платформу, пройти эту профессиональную пробу. И ребенок может убедить родителя, что это интересно, это перспективно, это то, что ему нужно.

— Установка выбрать профессию к концу школы еще актуальна или нет? Сейчас всё-таки люди продолжают себя искать и после 30, и после 40, и оканчивают вузы в 60 лет.

Министерство давно уже внедряет идею обучения через всю жизнь. Ребенку-выпускнику нужно максимально точно определиться, куда он идет после школы. Но как сложится дальше его профессиональная карьера? Чем точнее он определится в школе, тем ему будет легче выстраивать карьеру.

— А в каком вообще возрасте ребенок может уже задумываться о профессиональных вопросах? 6-й класс — не рано ли?

— Нет, не рано. В прошлом году мы начали с детского сада.

— С пяти лет? И что там говорят, хочу стать Человеком-пауком?

Детям показывают на их уровне, какие есть профессии, что делает повар, что делает строитель. Чем дальше, тем более осознанный выбор. Да, в 6-м классе они не нацелены на поступление, но уже примерно определяют для себя хотя бы направление. Гуманитарий, техник. Конечно, они могут передумать, но успеют попробовать разные профессии. В возрасте, когда ребенок становится подростком, у него даже пространственное мышление становится абсолютно другим. Он может делать выбор уже не на уровне школьника-дошкольника, а осознанный, в школе они выбирают свой профиль. С внедрением профориентационного минимума дети могут каждую неделю напрямую задавать вопросы педагогам.

— В каких профессиях сейчас есть потребность государства в целом и нашего региона в частности?

— У нас четко определен федеральный перечень профессий (нужны, к примеру, сварщики, электромонтажники) и региональный. В этом году в нем появилась профессия модельер-конструктор, и в регионе очень большой спрос на швей. У нас было два учреждения, которые учат этой специальности, а теперь пять: учреждения СПО возвращают специальности, которые когда-то закрывали. Еще в перечне появился мастер по эксплуатации сельхозоборудования. Очень востребованы педагоги, врачи. Айтишники, инженеры пользуются спросом.

В этом году школьников ведем на пробу в медицинский колледж. Фрезеровщик, токарь, слесарь — это не какие-то старинные профессии, как думают дети, а, наоборот, очень современные и технологичные. Токарь — это не человек, который просто стоит за станком и вручную точит деталь, он программирует станок.

Всё время нам звонят с предприятий и постоянно спрашивают: «Дайте хотя бы на практику!» Бывает, работодатели с таким запросом приходили: «Дайте мне срочно 50 слесарей на такое-то оборудование». Но дети учатся три года, за это время у него уже всё поменялось: «Мне уже не надо. Мне теперь нужен токарь». Поэтому на срочные запросы сложно отреагировать.

— Как поддержать своего ребенка родителям? Как не реализовывать в детях свои мечты, не подавлять и вовремя заметить, что нравится им на самом деле?

— Подавлять ничего не нужно. Просто нужно прислушаться к ребенку. Это раз. Во-вторых, этот проект — он и для родителей, чтобы рассказать, что сегодня происходит в мире профессий, в нем всё меняется буквально каждую секунду. Мы всегда считали, что программист — это системный администратор, который пришел и настроил нам компьютер. Мы даже не знали такой профессии, как, например, аналитик больших данных, который сейчас востребован. Родители могут до сих пор не знать, чем они отличаются, а дети знают. Если довериться ребенку, послушать его и просто не закрываться... Да, мнение взрослого весомое, проверено практикой. Но дети сейчас гораздо лучше поглощают и перерабатывают информацию, очень часто говорят очень хорошие реальные мысли, которые потом претворяют в жизнь. Просто нужно услышать их.

Вот я смотрю на ребенка, допустим, он очень хорошо рассказывает стихи, но неважно считает. Обращать внимание не только на увлечения, но и на особенность характера: усидчивый он или нет? Может быть, проконсультироваться с педагогами в школе, что интересно ему. Часто в выборе профессии помогает авторитетный взрослый, который видит ребенка как раз со стороны.

У родителей иногда несколько другая картинка. С одной стороны, идеализированная, с другой стороны, мы бываем порой очень строги к своим детям. Тесты на платформе — это тоже взгляд со стороны.


— И всё же что важнее: зарплата, востребованность или интерес?

— Всё вместе. Деньги играют роль, без материального подкрепления сложно в мире, где всё так быстро меняется. Как просчитать, что будет через 10 лет? Принесет ли профессия доход, удовлетворение? Может, я общалась с какими-то идеальными детьми, но они говорили, что если будут получать интерес от профессии, то всегда сумеют заработать. У детей есть такая связка в голове.

В этом году был опыт: с детьми из лингвистической гимназии мы были на промышленном предприятии. На заводе они сначала спрашивали, зачем их вообще туда привели: «Нам здесь делать нечего, мы гуманитарии». А в итоге они узнали, что есть службы, которые сопровождают деятельность завода: есть отдел маркетинга, эсэмэмщики (очень востребованы сейчас), юристы. И дети были удивлены, что завод дает целевое направление на бюджетное обучение. Так гуманитарии открыли для себя завод.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем