В музее истории города Кургана работает камерная выставка кукол «Духовная жизнь Кургана. Начало XIX-XX века». Несколько экспонатов для нее привезла кукольница из Целинного района Людмила Поленцева. Педагог-психолог увлеклась созданием копий людей в разных техниках и из различных материалов давно. На выставке в музее она представила шесть кукол: балалаечника, гимназисток, мусульманина, бабушку-собирательницу фольклора и спящего ребенка.
— Мне бабушка шила из тряпочек кукол. Однажды в детстве (все же в 70-е и 80-е носили шиньоны), и я у мамы из шиньона волосы выстригла. Я не помню, что мне за это было, но это был первый опыт сделать куклу, — делится мастер.
Больше всего времени у Людмилы уходит на изучение материала, чтобы сделать всё по правилам в соответствии со временем, в котором жили герои. В итоге знания из книг об истории пригождаются и для того, чтобы объяснить зрителям, почему именно такой наряд выбран.
— Оказывается, что в разных учебных заведениях были разного цветах платья: в Смольном — голубые и белые, коричневый носила только начальная школа (мне пришлось перекрасить фиолетовую ткань). Кстати, все любят заглядывать куклам под юбки, но стесняются в этом признаться, а у меня у куклы есть и корсет под платьем, и даже панталоны! Самое сложное — это лепить руки кукле (очень тонкая работа) и шиить наряд. Я совсем не швея, но у меня уже лучше получается, я даже проходила мастер-класс по одежде XIX века, — делится кукольница.
Прототипом преподавательницы для Людмилы стала реальная учительница из прошлого века — Мария Волкова руководила курганской Александровской женской гимназией, приехала в Курган из Омска. Ее пригласили сначала как учительницу арифметики и геометрии в младшие классы, а с ноября 1903 г. ее назначили начальницей с предоставлением квартиры в учебном заведении, писал о ней А. Михащенко в журнале «Образование и наука». Сейчас ее уменьшенная копия, по задумке автора, сидит на уроке. Еще пару собирательных образов курганцев она воплотила в других героях — например, в балалаечника.
— Мне интересна работа в процессе. Я лапти плести не умею, нашла мастер-класс по плетению и сделала из газет. Волосы — козий пух, балалайка из папье маше, использовала натуральный лен, ткани крашу, жилет — из искусственного меха. Ребят вот спрашиваю: «Под что вы танцуете на дискотеках: техно, группы разные?» А раньше-то не в каждом селе гармошка была, поэтому танцевали под балалайки, а балалаечник — первый человек на селе был!
Шарнирные куклы, признается мастер, она не очень любит делать, считая их «роботизированными». Еще одним для куклы прототипом стала прабабушка мастерицы, которая рассказывала народные сказки на свой лад. Так появилась собирательница фольклора.
— Заданная тема этой выставки — духовная жизнь Кургана. Я застала свою прабабушку, которая рассказывала мне народные сказки несколько по-другому, не тот окультуренный вариант, который мы все знаем. Например, сказка «Петушок и бобовое зернышко» в ее интерпретации заканчивалась так: петушок поправился, взлетел на забор и закричал: «Курочка — дура» — мол, что ты, женщина, бегаешь и суетишься? Поэтому и здесь у меня есть собирательница фольклора с травами в мешочке, — рассказывает Людмила.