Олесе Крыгиной, как и ещё пяти женщинам из Зауралья торжественно вручили знаки отличия Курганской области «Материнская слава» третьей степени. Третьей — потому что все мамы родили по пять детей. Но в семье у Олеси десять ребятишек — для пятерых они с мужем являются приёмными. Так в свои 35 лет девушка уже стала бабушкой: приёмная дочь Катя вышла замуж и три месяца назад родила мальчика.
У родителей Олеси было двое детей, у родителей её будущего мужа Юрия — тоже двое. Во время поездки в США по обмену девушка жила в семье с четырьмя детьми, у двух лучших друзей — четыре и пять ребятишек. Поэтому девушка мечтала минимум о трёх детях. В 22 года Олеся родила девочку Аню (ей сейчас 13), потом — Дашу (ей 11 лет).
— Третьим ребёнком по счёту у нас была приемная дочь Катя, которой тогда было 14 лет. После знакомства она стала ездить к нам в гости, довольно быстро стала называть нас мамой и папой. Нам она понравилась, и мы были готовы дать ей эту поддержку, в которой она нуждалась в подростковом возрасте, — вспоминает многодетная мама.
Теперь Екатерине 25 лет, она вышла замуж и первой улетела из родительского гнезда. Зато скоро семью ждало новое пополнение — Катя родила сына. Так Олеся и её муж стали бабушкой и дедушкой.
Сейчас в большом доме в Черёмухово живут супруги, семь девочек и два мальчика.
— Шестым ребёнком у нас появился Андрюша — первый мальчик. Когда ему исполнился годик, раз девчонки у нас попарно, мы с мужем решили взять еще мальчика его возраста. Хоть Рома на неделю старше, мы считаем старшим Андрея, потому что он и психологически, и физически выглядит старше. Так его и называем Старшим братом, — добавляет мама.
Самое сложное, по мнению Олеси, найти подход к каждому ребёнку. Ведь даже у кровных детей разные характеры и темпераменты, не говоря уже о приёмных.
— Мы стараемся уделять всем равное количество времени, любви и внимания, но так как дети могут что-то неожиданное выкинуть, приходится искать к каждому свой подход. С приёмными нужно быть и психологом, и логопедом, и дефектологом, и психиатром в одном флаконе. Потому что это дети, пережившие трагедию в жизни. Теперь им нужно помогать её перешагнуть, чтобы дальше быть полноценными членами общества, — рассуждает Олеся.
В семейной иерархии главный, конечно, папа. Олеся не работает — на ней все заботы о семье и доме. Олеся говорит, ни один вопрос не решался большинством голосов, но к желаниям детей взрослые всегда прислушиваются.
— Мы с мужем всё решаем, у детей мнением всегда интересуемся. Однозначно у нас не дети рулят. Некоторым приходится доказывать, что родители главные. Рома вот считает себя главным в некоторых моментах, пытается всех построить, но мы выставляем границы, — рассказывает собеседница.
Утро у семьи проходит за завтраком с бутербродами и хлопьями с молоком, после чего старших детей отец увозит в школу — у семьи даже машина специальная, семиместная, чтобы все вошли. Обратно взрослые школьники возвращаются на общественном транспорте. Олеся говорит, что они сами отслеживают, когда идёт автобус, распоряжаются своим временем и самостоятельно делают уроки.
— Когда столько детей, ответственности, конечно, больше, но я не паникёрша. Детей я приучаю их к ответственности, потому что мне не разорваться и невозможно со всеми делать уроки. Первое время малышам помогаю я или старшие сёстры, а когда ребёнок уверен в себе — уже сам делает уроки, ездит в школу. С приемными вот сейчас постоянно занимаемся, нагоняем пропущенный материал, — делится Олеся.
На её взгляд, в пятом-шестом классе ребёнку уже можно доверять и «нет необходимости доводить его за руку до класса». У всех детей есть сотовые, они всегда могут позвонить маме, если не идёт их автобус и они задерживаются.
— Я не знаю, почему сейчас родители будто больше опекают своих детей… Может, сейчас мир опаснее стал. С этим я согласна, но мы надеемся и на себя, и на бога, что он сохранит наших детей, — рассуждает Олеся.
Отдохнуть от быта у мамы получается в выходные — тогда заботу о готовке берёт на себя муж. Но каждый понедельник после насыщенных семейных выходных — время для генеральной уборки.
— Суп варю в пятилитровой кастрюле, иногда и десятилитровую достаю — особенно последнее время, когда три девочки новых прибавилось. А по выходным у нас папа готовит: нарезает всё, яичницу на всех, или в воскресенье может казан плова сделать, чтобы мне в понедельник не готовить, — смеётся девушка.
К знаку отличия всем награждённым мамам полагается премия в 25 тысяч рублей. Семья Крыгиных уже потратила её на новую мебель в детскую комнату.