В родительский день с самого утра на Зайковское кладбище приезжают люди, чтобы помянуть усопших родственников. Корреспондент 45.RU узнал, какие традиции соблюдают курганцы.
На Зайковском кладбище, да и на всех кладбищах, на которых я бывала, атмосфера приятная, умиротворенная, спокойная. Здесь можно тихо посидеть на лавочке, погрустить, всплакнуть. Я посетила могилу дедушки, понаблюдала, как несмотря ни на что, жизнь продолжается: мухи садятся на остатки еды на столах, над травой вздрагивают яркие бабочки, птицы перелетают с одного дерева на другое, среди них есть черные вороны, немного мрачновато, когда он садится на какое-либо надгробие.
Все курганцы приезжают сюда семьями и даже с детьми: убирают, чистят, моют. Едят, пьют, общаются. Лишь одна женщина очень громко плакала — звук рыданий до сих пор в голове.
Другая горожанка Людмила Бачинина посетила могилу отца, ушедшего из жизни в 30 лет.
— В этом году специально приехали пораньше. В прошлом совсем всё было плохо — после обеда всегда пробки, мы пешком шли. Учли свои ошибки. На работу просто надо. На Глинковское кладбище, видимо, в субботу поедем. О смерти всегда думается. Всегда пытаешься отгонять все эти мысли. На что-то переключаться, думать о другом, что-то делать. Это страшно, — призналась в разговоре она.
Таксист Сергей Арефьев ждал родственников, которые убирали могилу.
— Наслаждаюсь тишиной. Часов в 11 уже не проехать сюда. Стараюсь приехать на кладбище за день до родительского дня либо в этот день, только рано. После 11 часов не буду брать заказы. Хорошо бы открыть другое кладбище. Или вторую дорогу сюда сделать, можно отсыпать через Зайково. Есть плохая дорога, там на большегрузе зимой, сейчас, может, на джипе проедешь, — поделился Сергей.
Одна из посетительниц сообщила, что раньше, лет 15–20 назад, все заброшенные участки на кладбище перепродавались.
— А сейчас могила заброшенная, но она ведь стоит. Туда ведь никто не лезет, не покупает. Это большой плюс. Уважительно относятся к могилам. Никакого пьянства, дебоширства. Всё спокойно, тихо что-то убирают. Везде чистота. Есть куда мусор перенести, — заметила она.
У горожанки Ольги умерших родственников много и могилы расположены в разных местах.
— Кладбище большое. Даже на машине мы едем, и всё равно это занимает много времени. Пока к одному, ко второму, к третьему... Всего семь могил, мы часа полтора здесь. Это мы ничего не делаем, только посещаем. Родственники заранее всё прибрали. Тяжело, наверное, бабушкам и дедушкам, которые плохо ходят. С автобуса они вышли, всё равно надо дойти до могилы. Идти прилично, — рассказала она.
На многих могилах можно найти пасхальные куличи и крашеные яйца. В Пасху родственники заранее оставляют порцию для умершего.
Среди свежих могил, этого и прошлого года, выделяются две с флагами — символикой ЧВК «Вагнер».
Поразила одна из детских могил, где под навесом выставлены мягкие игрушки. На надгробии написано:
— Не плачьте над могилою моей:
Меня там нет, я не уснула в ней!
Я — в дуновенье ветра над землей,
В алмазных блестках на снегу зимой,
Я — в солнечном от спелости зерне,
И дождь осенний шепчет обо мне.
Когда в тиши утра проснетесь вы,
Я снизойду на вас из синевы
Полетом птиц, встречающих зарю.
Я светом звездным сон ваш озарю.
Так не роняйте слез
на мой могильный камень.
Я не под ним!
Я не мертва. Я с вами…
Как пишут в интернете, это перевод с английского. В 1995 году строки прислал аноним на всеамериканский конкурс стихов. Оно заняло первое место. Впоследствии выяснилось, что автор — домохозяйка и цветовод Мэри Елизабет Фрай (1905 — 2004).
А вы ездите на могилы к усопшим близким в Родительский день?