Телефоны мы не выпускаем из рук целыми днями, порой засыпаем с ними и первым делом смотрим на время, когда просыпаемся. Дети берут пример со взрослых и всё больше окунаются в виртуальный мир, ведь смартфон или планшет всегда под рукой. Как помочь ребенку справиться с гаджетозависимостью, рассказала педагог-психолог, супервизор Курганского центра социальной помощи семье и детям Надежда Врабий. Публикуем ее мнение о том, как помочь детям (а возможно, и себе).
С развитием современных технологий появляется всё больше новых цифровых устройств или так называемых гаджетов. Их пользу и преимущество никто не оспаривает. Но, стоит заметить, появилась существенная проблема — гаджетозависимость.
Зависимость от гаджетов и их преимуществ способствует формированию целого ряда психологических проблем, таких как конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального мира реальной жизни, трудности в адаптации в социуме, невозможность контролировать время пребывания за компьютером или возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользоваться интернетом.
Еще раз повторюсь, что пользу гаджетов никто не отменял. Их использование дает ряд преимуществ и оказывает положительное влияние на развитие интеллекта. Так, согласно исследованию, которое проводили на 9 тысячах учащихся, интеллект нынешнего поколения выше, чем интеллект предыдущего. Эксперты связывают это с тем, что современные дети чаще используют гаджеты, и они дают им возможность решать сложные задачи.
Интернет служит источником обучающих и образовательных практик, игр и приложений. Например, это могут быть приложения по изучению иностранного языка, занимательные игры и головоломки, которые развивают когнитивные навыки детей. Благодаря интернету в каждом доме есть обширная библиотека, пользуясь которой дети могут проводить исследования на интересующие их темы, получать доступ к информации, что существенно экономит время на походы в библиотеку. Программы визуального рисования, технического рисунка и аналогичные инструменты развивают творческие способности детей.
Стоит помнить, что всё хорошо в меру и родителям стоит контролировать посещение интернета своими детьми. Слишком много времени, проведенного за компьютером, со смартфоном или планшетом в руках может вызывать проблемы с концентрацией внимания и, как следствие, негативно влиять на успеваемость в школе.
Ребенок, который уделяет слишком много внимания виртуальной жизни, забрасывает жизнь реальную. У него возникают проблемы с общением со сверстниками и с навыками взаимодействия с ними.
Негативное воздействие гаджетов на детей не ограничивается эмоциональными и личностными проблемами. Они также могут вызывать соматические расстройства. Например, нарушение зрения, осанки, боль в шее, изменение костной структуры тела, онемение в кисти и пальцах, перенапряжение.
Что делать родителям для того, чтобы ребенок не уходил в гаджеты?
Шаг первый. Пересмотреть ваше отношение. Проанализируйте ваши отношения с ребенком. Сколько времени вы проводите вместе каждый день? Как вы его проводите? Как правило, 80% родителей говорят, что они совместно делают уроки. Но это не совместная деятельность. Проанализируйте характер вашего общения. Делитесь ли вы переживаниями? Просите ли друг у друга совета?
Когда родитель проявляет заботу формально, не придавая значения чувствам ребенка, предпочитает заниматься своими делами, не организовывает совместный досуг с ребенком, то рано или поздно возникает следующая ситуация. Когда родитель приглашает ребенка, например, пойти в гости или в кино, а ребенок отвечает: «Я лучше посижу в телефоне».
Шаг второй. Найти замену. Как правило, самый популярный метод у родителей — просто отобрать гаджет. Но нельзя забрать у ребенка удовольствие и не дать ему ничего взамен. У каждого ребенка есть занятие, которое приносит ему удовольствие. Прежде чем ограничить использование гаджета, важно понять, чем ребенок может заниматься в свободное время.
Шаг третий. Живое общение. Заведите семейное правило: пришел домой — отложил телефон. Ведь ничего страшного не произойдет, если мы просмотрим какие-то новости утром, а не вечером, да и любые сообщения могут подождать. Важно, чтобы этому правилу следовали все члены семьи.
Шаг четвертый. Приучать к контролю и ответственности. Если вы ставите временные рамки использования гаджетов, важно обсуждать их и с ребенком, а также учить его самостоятельно контролировать время, проведенное за компьютером, чтобы переводить внешний контроль во внутренний.
Несколько лет назад проводился один интересный эксперимент, в котором приняло участие 68 подростков от 11 до 18 лет. Эксперимент заключался в том, что они на 8 часов отказывались от всех гаджетов, просмотра телевизора и любого вида общения. Могли заниматься другими делами: гулять, читать книги, рисовать и так далее.
Из 68 детей эксперимент выдержало трое. Многие из них описывали симптомы, близкие к панической атаке: тремор рук, потливость, жар, неконтролируемое чувство страха, предобморочное состояние. Трое ребят, которые всё-таки выдержали эксперимент, занимались своими любимыми делами. Один из них все 8 часов клеил модель парусника. Другой разбирал коллекцию насекомых и пересаживал цветы. А третья девочка писала свой дневник, правда, литературно описывая свои страдания.
Этот эксперимент позволил доказать, что существует зависимость от гаджетов, которая относится к нехимическим зависимостям, но, тем не менее, вызывает серьезные проблемы. Родителям стоит насторожиться, когда ребенок потерял всякий интерес к любым другим делам и игрушкам, перестал общаться со сверстниками и начал испытывать регулярные проблемы со сном, резко реагирует на просьбы выключить телефон или отойти от компьютера, скандалит, кричит, плачет, без телефона становится хмурым и раздражительным, стал хуже учиться, не расстается с телефоном нигде: ни на семейном обеде, ни на прогулке, ни даже в туалете.
Если вы заметили у вашего ребенка эти и другие признаки, которые заставляют вас беспокоиться, настоятельно рекомендую обратиться к специалисту, чтобы ситуация не усугублялась. Помогите вашему ребенку выйти из виртуального мира в реальный.
Согласны с автором?
Есть ли в вашей семьей проблемы с экранным временем у детей или у взрослых? Расскажите