45.RU продолжает рубрику субботних исторических заметок о Зауралье. В прошлый раз Татьяна Васильева, заведующая музеем истории города Кургана, рассказывала о том, как и чем зауральцы кормили Европу в прошлом веке и почему иностранным перекупам пришлось свернуть свои дела. А сегодня — её материал о том, чем зауральцы не хотели кормить ни себя, ни кого-либо ещё.
Сейчас кажется странным, что еще 180 лет назад такой вкусный продукт, как картофель, в России считали «дьявольским», и люди наотрез отказывались его выращивать. С большим трудом внедрялся картофель и в Зауралье.
В 1839 году самыми продвинутыми горожанами было посеяно 8 четвертей картофеля, а родилось — 25.
13 января 1840 года от Тобольского гражданского губернатора Михаила Васильевича Ладыженского поступило распоряжение, которое он, в свою очередь, получил из Петербурга от господина министра государственных имуществ: «О введении и распространении картофеля, как произведения менее других подверженного случайностям неурожая».
Принять все меры к усилению размножения этого продукта между городскими обывателями, внушив им всю пользу, проистекающую от картофеля
Курганскому хозяйственному управлению предписывалось: «Принять все меры к усилению размножения этого продукта между городскими обывателями, внушив им всю пользу, проистекающую от картофеля во времена неурожая и, особенно, для семейств бедных. Вместе с этим препровождаю и краткое наставление о посевах, уборке, хранении и употреблении картофеля, составленное по Высочайшему повелению, я остаюсь в надежде, что Управление сие, в числе прочих общественных обязанностей, будет содействовать в размножении картофеля, учитывая попечительную волю Государя Императора ко благу своих подданных. Вместе с Распоряжением, Губернатор просил Управление предоставить ему необходимые сведения: «И затем, на первый раз, предписываю донести мне немедленно:
В каком количестве, какие овощи засеваются городскими обывателями и на какой предмет?
Что может служить способом к распространению употребления картофеля, куда можно производить сбыт оного и какие меры бы признало Управление полезнейшими, которые могли бы содействовать к побуждению стремления в обывателях к наибольшему распространению посевов картофеля».
Предрассудок повсеместно между жителями, что картофель есть растение, не благословленное религией
Курганское городское хозяйственное управление сообщало: «Городские обыватели по недостатку городской земли засевают овощей для собственного употребления на небольших лоскутках земли, из которых преимущественно занимают капуста, морковь, редька, горох, бобы и частью картофель. Сей последний введен в употребление недавно и таковой засеян в огородах города в лето 1840 года около 5 четвертей. Городское Управление находит большие препятствия в разведении и размножении картофеля по следующим причинам:
Предрассудок повсеместно между жителями, что картофель есть растение, не благословленное религией, и имеет — де свойство противодействия урожаев хлебных семян, так что, где в полях посеять картофель, будто бы несколько лет сряду не родит хлеб. Это общее их предубеждение — совершенно ложно.
Для истребления этого вредного предрассудка, устроить участки земли на городском выгоне, на которых произвести посевы картофеля, вблизи пахотных крестьянских земель».
Из ведомости о посевах картофеля по городу Кургану видно, что в 1840 году было посеяно всего 9 четвертей картофеля, а родилось — 29, в 1841 году посеяно еще меньше — 7 четвертей, а родилось — 23. То есть, жители не спешили переходить на выращивание новой, неведомой им сельскохозяйственной культуры. Хотя по стране, как писали «Тобольские губернские ведомости»: «В 1841 году посевы картофеля, соответственно Высочайшей воле Государя Императора, увеличены повсеместно, что при общей готовности сельских хозяев к умножению сего произведения, можно еще более ожидать успехов в повсеместном его распространении».
В конце 1842 года в Курганское хозяйственное управление пришло строгое распоряжение управляющего должность гражданского губернатора: «Согласно предписанию моему от 24 июня 1842 года, не получив от Хозяйственного Управления отчета за 1842 год о посеве и урожае картофеля городскими обывателями, я строжайше предписываю: представить таковой ко мне с первою отходящею по получении его почтою, в противном случае, на счет виновных будет послан нарочный».
Для того, чтобы привлечь как можно больше людей к распространению картофеля, были введены даже премии и награды. Вот, что сообщала по этому поводу газета «Тобольские губернские ведомости»: «Господин Министр Государственных имуществ, сообщая Высочайшую волю, повелел устроить по казенным селениям надлежащие по сему предмету соревнования, как между государственными крестьянами, так и крестьянами других ведомств, равно и городскими сословиями, занимающимися земледелием. При предоставлении годового отчета о посевах картофеля Господин Министр просит доставлять ему сведения о людях, оказавших особое усердие по разведению сего продукта и приобретших отличительными успехами своими и старанием в разведении и сбыте картофеля, право на получение почетных наград. По Высочайшему Указу назначено по Тобольской Губернии, мною управляемой, выдачу премий в 15 рублей серебром — две, и в 25 рублей — одна».
Для поощрения крестьян к посеву картофеля Министерству Государственных имуществ назначать им за успехи в разведении оного, денежные и другие награды
«Для поощрения крестьян к посеву картофеля Министерству Государственных имуществ, назначать им за успехи в разведении оного, как денежные, так и другие награды и знаки отличия, ассигновав на выдачу наград из Государственного казначейства на 3 года по 25000 рублей ежегодно. Само собою разумеется, что награды сии, должны быть выдаваемы только в тех волостях, где картофель еще не разводится. Для возбуждения в сем деле общественного соревнования поручить начальникам губерний обо всех отличившихся большим искусством и успехами в возделывании картофеля для исходатайствования им по приличию золотых и серебряных медалей с надписью «За полезное» для ношения на шее и в петлицах, или денежных наград».
Однако, несмотря на все принятые меры, люди продолжали сопротивляться и не только в Зауралье.
Из Распоряжения господина Министра сельского хозяйства: «Между тем, как меры по посадке картофеля в губерниях приводимы были в исполнение с успехом и с особенною от поселян признательностью к благодетельному для них вследствие Высочайшей воли Распоряжению, в Саратовской губернии в Малосердобинской и Козловской волостях оказано было со стороны некоторых крестьян непослушание. По этому случаю, Государь Император повелел строго наказать виновных, годных из них отдать в рекруты, а неспособных — отправить на определенное время в крепостную работу в Бобруйск. Потом, когда таковое непослушание оказалось еще в Пермской губернии, распространить Высочайшее повеление и на другие места, где только может возникнуть подобное ослушание».
На Урале Указ 1843 года об обязательном разведении картофеля, вызвал бурное недовольство крестьян, повсеместно вспыхивают «Картофельные бунты». Оказывая силовое давление на крестьян, в этот год картофеля в уезде было посажено в три раза больше, чем в предыдущем. Дело в том, что во всех поселках были оставлены особые отряды казаков во главе с офицерами. Они были отозваны только осенью, когда весь картофель был убран с полей.
Местное население в этом распоряжении увидело посягательство на «древлее благочестие», ибо картофель почитался «порождением дьявола»
Для жителей Зауралья эта культура также была новой. Недовольное предыдущими новшествами, местное население в этом распоряжении увидело посягательство на «древлее благочестие», ибо картофель почитался «порождением дьявола», и люди предпочитали погибнуть, нежели «продать душу дьяволу». Особенно сопротивлялись посадке картофеля крестьяне — старообрядцы.
Но, с каждым годом количество высаживаемого картофеля постепенно увеличивалось, в 1847 году в городе и на пашнях было посеяно 12 четвертей картофеля, собрано — 84,3 четверти, в 1849 — 15,3. К концу XIX — началу ХХ веков картофель прочно вошел в список самых вкусных и любимых продуктов у жителей нашего города.
Вам понравился материал автора?