Генеральная прокуратура России добилась внесения в ГОСТ требований к производителям, согласно которым некоторые продукты теперь придется фасовать в «привычные для покупателей объемы», а не как того захотят производители. Это коснется только ряда продуктов, на которых есть маркировка ГОСТ.
Эти требования регулирует Росстандарт, по информации на сайте которого новые правила по объему упаковки касаются 15 видов товара. Причем речь идет не только о производстве, а также о фасовке и продаже. В список вошли вермишель, гречка, пшено, рис, мука пшеничная, черный чай, поваренная соль, сахар-песок, молоко питьевое, масло подсолнечное, водка, а также вина — тихие, игристые, фруктовые и крепленые.
В Генпрокуратуре отмечают, что теперь «производители <...>, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара». Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 граммов, молоко — 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров, отметили в Генпрокуратуре, пообещав следить за исполнением новых правил.
Мы спросили мнение об этой инициативе Генпрокуратуры у депутата Госдумы Сергея Лисовского, который является зампредседателя комитета Госдумы по защите конкуренции.
— Как это отразится на производителях, у которых есть закупленная упаковка, с маркировкой ГОСТ, и при этом нужно налить, к примеру, литр молока? Передо мной молоко в привычном пакете, но вместо литра в нем 830 миллилитров.
— Никак не отразится. Не надо было жульничать, они уже заработали на этой манипуляции с потребителем. Пусть делают новую упаковку.
— Как вы считаете, само понятие ГОСТ устарело или до сих пор актуально? Имеет ли оно вес только для определенного возраста покупателей?
— ГОСТ никуда не делся, не устарел. Это защита здоровья нации прежде всего, он защищал людей. Это было сделано и при проникновении западных товаров низкого качества (в свое время западные производители пролоббировали отмену ГОСТа и введение технических условий). ГОСТ нужно возрождать и делать законом, чтобы не было соблазна у чиновников разного уровня приостанавливать его действие или упрощать его.
— Как выбирать покупателю теперь: по цене, по объему или по привычке?
— Зачастую товар качественный, но манипуляции идут с весом. Покупатель просто берет любимый товар по более высокой цене, а как покупать? Выбирать товар, к которому привык, и ту развесовку, которая устраивает.
— Когда вы в последний раз ходили в магазин или заказывали продукты?
— Я не заказываю продукты, вообще не понимаю, как можно продукты заказывать. Нужно самому посмотреть срок годности, посмотреть на продукт. Я не понимаю повального увлечения заказом продуктов. Я сам хожу в магазин, вчера был в магазине. В Кургане заходил, когда приезжал. Я люблю молоко, которое живое, кефир и все молочные продукты, у которых срок годности не больше 10 дней, и всегда очень внимательно смотрю маркировку годности.
— А какой был объем? Литр был? Кажется, это теперь редкость — живое молоко и литр...
— Может, и редкость. Я понимаю, что люди имеют разные материальные возможности. Лучше меньше выпить объем, но взять более качественный продукт. Мы (и я в том числе), съедаем гораздо больше, чем нужно для жизнедеятельности организму, и сами себе этим объемом вредим. Поэтому лучше уменьшить объем потребления, но выбирать качественный продукт.
Как вы выбираете продукты?