В начале лета, на очередном заседании Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при главе города Кургана было принято довольно интересное решение: члены Совета решили рекомендовать курганцам размещать рекламу на фасадах многквартирных домов для получения дополнительных доходов на их содержание. То есть теперь собственники жилья могут заработать некоторые средства на рекламе, размещенной на их доме.
Конечно, у жителей теперь появился шанс увеличить свой фонд на ремонт и благоустройство дома, придомовых территорий и так далее. Причем сама управляющая компания принимать участие в этих операциях не может – только собственники. Процедура вполне прозрачна и имеет минимум рисков. Все, что нужно сделать – принять общее решение на очередном собрании ТСЖ (не менее 2/3 голосов от общего числа жителей), а затем уладить вопросы с рекламодателями. Далее указать, где именно можно разместить рекламную конструкцию, и вперед.
Но здесь скрывается парадокс: мы пытаемся заработать средства на благоустройство ценой... этого самого благоустройства. В дело вступает самая дурацкая проблема современного города – визуальный мусор. Большинство городов испытывает колоссальные проблемы в том числе и из-за хаотично размещенных рекламных вывесок, билбордов, объявлений, коими засеяны практически все фасады домов на главных улицах. Особенно остро эта проблема видна в отношении исторических ансамблей, без разбору залепленных ЖК-дисплеями и рекламными вывесками, которые весьма трудно отнести к какому-то строгому дизайнерскому решению. А ведь это, между тем, памятники архитектуры.
Наличие разношерстных вывесок – больших и маленьких, красных и синих, стильных, а чаще убогих, самым пагубным образом сказывается на внешнем облике городов, превращая их по сути в визуальные помойки. Они не вредят экологии, но делают города неудобными и некомфортными. Все преобразования городской среды – широкие тротуары, озеленение (так любимое администрацией), общественный транспорт и так далее, не сделают город удобным для жителя целиком и полностью, пока мы не избавимся от визуального мусора. Он везде – начиная от остановок общественного транспорта, где можно наблюдать сотни разноцветных объявлений в три слоя, что незаконно, до вполне легальных вывесок и билбордов, ужасно портящих внешний вид улиц, и сводящих любые преобразования на нет. А теперь добавим сюда еще посредственные вывески с названиями фирм, которые сочиняют в полуподвальных дизайнерских агентствах, где никогда не задумываются о таком понятии как «облик улицы».
Теперь же, с принятием такого решения, в городе может появиться еще один очаг рекламной деятельности – многоквартирные дома. Последние оставшиеся живые куски стен они, не зная меры, залепят рекламными растяжками ради сомнительного дохода. И неважно, вписывается ли табличка в общий вид или нет. Схожая логика прослеживается и у бизнеса. Конечно, многих не волнует эстетическая сторона. Главное для них, чтобы крыльцо перед домом было удобным, вместо лужи у подъезда выросла детская площадка, а реклама работала. Однако это локальные проблемы, попытка решения которых с помощью пресловутой рекламы будет выводить нас на макроуровень, приводя городские пространства к упадку. В итоге, возможно, мы получим более или менее удобные дворы с красивыми заборчиками. Но если вы поднимете голову вверх, то увидите, что ваша же реклама в совокупности с уже существующей на серых стенах «панелек» погружает город в разноцветную свалку, расклеенную по стенам.
Конечно, реклама и городские пространства тесно сплетены друг с другом, но всегда можно найти компромисс. Например, в некоторых городах рекламные вывески были приведены к общему знаменателю в зависимости от улицы и дома, а кое-где любые вывески на фасадах запретили вовсе. Можно хотя бы выдерживать вывески в одном стиле, согласующимся и с архитектурой дома, и с соседями. Но это очень сложно и мало кого интересует.
Можно возразить, сказав, что отсутствие рекламных вывесок обнажит серые и убогие фасады, построенные на скорую руку в советские времена. Ну, знаете ли, проблемы серости фасадов нужно решать основательно на уровне ремонта и муниципального финансирования, а не закрывать слабые места «заплатками».
В итоге, если данное решение таки приживется в народе, с одной стороны, мы получим некоторые средства на благоустройство территорий, а с другой – закроем себе путь к этому самому благоустройству.
Роман Овчинников.
Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель, музыкант и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.
Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.
Блог.