Разумеется, проект «Стратегия-2030» уже успел снискать славу и большое количество как последователей, так и скептически настроенных жителей. И это закономерно. Речь ведь не о сиюминутных эффектах, а потому многие даже не желали в этом участвовать, мол, все равно ничего не изменится. Но здесь надо понимать, что несмотря на довольно расплывчатые формулировки и туманные перспективы, мы входим в стадию совершенно новых отношений между администрацией и жителем, фактически приближаясь к довольно распространенной в мире модели планирования, что для начала может быть слегка непривычным.
Нужно ли лишний раз напоминать о том, что проблемы современных российских городов чаще всего исходят из особого формата взаимодействия между муниципальными властями и жителями конкретных районов, которое в нашей стране находится в самом зачаточном состоянии?! А о финансового-правовой среде, вставляющей палки в колеса любому сколь-нибудь дальновидному планированию? Зачастую горожанам просто нет дела до пространства за пределами двора, и их можно понять. В противоположность такому подходу существует другой формат, когда, например, вокруг конкретной территории формируются целые городские сообщества, чье мнение имеет значительный вес перед девелопером. Это означает, что любое решение будет принято только лишь в согласии с жителями. И никак больше. Иначе местный мэр потеряет свои очки. Последний пример характерен для европейский городов, тогда как у нас власть не чувствует себя уязвимой к негативным социальным последствиям любых опрометчивых решений.
А потому в нашем формате во главу угла всегда ставятся интересы девелопера, которого привычнее называть сугубо утилитарным словом «застройщик», но никак не единичного жителя. В конечном итоге это приводит к большому количеству проблем, основанных на неэффективном распределении полномочий и полнейшему отсутствию взаимодействия. Причем речь идет не только о власти, но и самих жителях, многие из которых предпочитают заботиться о текстуре обоев в своей квартире, но никак не заинтересованы в том, что происходит за окном. Хотя в последнее время наблюдаются некоторые подвижки в этом вопросе. Я имею ввиду создание ТОСов, например, что внушает некоторую надежду.
Однако не стоит думать, что все проблемы в принятии решений происходят лишь в микромасштабе. На этапе взаимодействия муниципалитетов и федеральных властей возникают аналогичные ситуации, но более сложные и обусловленные тотальным устареванием нормативно-правовой базы, а также трудностью в понимании того, что вообще нужно делать дальше. Сугубая регламентированность, дефицитный бюджет и стремление к отчетности в ущерб разумному приводит к тому, что зачастую регионы просто вынуждены принимать импульсивные решения, отвечающие лишь временным капризам рынка. И это при условии, что в дальнейшем любое необдуманное действие без опоры на перспективу или реальные потребности может привести к катастрофическим последствиям. Отсюда и проблемы тех же московских заторов, растущие еще из грандиозной системы советского планирования, когда два соседних района разделены настолько, что перепробеги автомобилей бьют все мыслимые рекорды. Многие до сих пор не способны понять, что времена настали другие и от советской модели градостроения нужно поскорее отходить, иначе мы загоним наши города в такой кризис, из которого будет уже не выбраться. Я уж не говорю о моральном устаревании большинства ГОСТов и СанНиПов, где постоянно используются весьма сомнительные сегодня тезисы, заставляющие власти беспрекословно им подчиняться. Это не всегда оправданно.
В такой аховой ситуации концепция хоть какого-то стратегического планирования, основанного на взвешивании мнений различных слоев населения, экспертов и трезвой оценки действительности, может дать городу реальный шанс. Все-таки, это первый шаг в противоположную от абстракций сторону. Стратегия развития может помочь избавиться от сверхупрощений и понять, что действительно необходимо. Та же «Стратегия-2030» была анонсирована, словно снег на голову, заставив бравых представителей активного меньшинства почесать затылки и взяться за шариковую ручку. Все это проходило при поддержке Высшей Школы Экономики, что уже о чем-то, да говорит. Тем не менее, для многих жителей планирование аж на 15 лет вперед вызывает скепсис, ведь привычная советская модель не предполагала никакой социологии в принципе, а мышление перестроилось еще не у всех.
Все же люди начали проявлять активность. Еще бы! Это, фактически, первый узаконенный случай, когда власть напрямую спрашивает мнение жителей о том, чего им не хватает в собственном городе. Революция? Возможно. И здесь нужно понимать, что нас с вами должны интересовать не столько конкретные решения, сколько один важный факт: в лексиконе чиновников наконец появилось само слово «стратегия». Эта тенденция заметна по всей стране, что не может не радовать, ведь это в корне меняет устоявшуюся систему планирования, доставшуюся в наследство. Подобные проекты есть во многих городах. Слово «стратегия» здесь выступает в качестве спасительной мантры, и ее появление знаменует начало нового формата управления, когда истоки решений будут прослеживаться «снизу», а не наоборот, как сейчас.
То, что происходит в России сегодня, уже можно называть становлением на путь интенсивного развития. Во всяком случае в сфере планирования городов. Все эти ваши ТОСы, общественные организации, многочисленные городские активисты и многое другое, подкрепляемое подобными начинаниями вроде «Стратегии-2030», действительно являются эффективным инструментом и первым шагом на пути к светлому будущему. Конечно, сейчас еще предстоит решить много проблем, но дело это обычное, а факт смены парадигмы управления налицо. Поэтому сейчас важно помочь администрации нащупать свою колею, и вот тогда уже можно рассуждать о настоящей стратегии. А пока что имеем лишь яркий бренд под названием «Стратегия-2030» – лишь слово, означающее серьезные перемены. Причем перемены большей частью – в головах.
Предыдущие записи автора:
Роман Овчинников.
Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель, музыкант и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.
Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.
Блог.