Город определяется своим силуэтом. Именно здесь проявляется его самобытность, уникальность, то, что способно вдохновить и удержать. Город должен быть узнаваем — это простейшая аксиома, отступлений быть не может. Городу, потерявшему свой силуэт, приходится очень долго заново идентифицировать себя, что при чисто прагматическом подходе превращается в бесконечные пустые проекты, стоящие очень дорого и лишь клонирующие идеи. Эстетически такие города не создают ничего.
За всю историю многие города мира утеряли свой неповторимый облик, другие — смогли сохранить и ретранслировать наследие в будущее. Для нас с вами наиболее показательным примером может быть Москва, утратившая старинный силуэт, сформированный многочисленными куполами храмов, и вновь приобретшая его к середине ХХ века в лице «сталинской архитектуры», который затем снова и уже безвозвратно был сметен разросшимися как плесень 30-этажными жилыми домами — без вкуса, без претензии на стиль, без ответственности за будущее. Даже московский Кремль тихо растворился на фоне чисто практического желания «быстрее отбить средства» и ныне малозаметен на фоне унылых бетонных гигантов. Что уж говорить о более мелких объектах исторического наследия, вопросы по которым часто решаются сносом.
Городам поменьше приходится трудно. В условиях постоянного дефицита бюджета заботам о визуальной эстетике приходится уделять минимум времени. Однако этим малые города обрекают себя на туманное будущее. Курган находится в похожей ситуации, и на этом фоне весьма показательным является одно, с виду неприметное, событие.
С крыши одного из самых высоких и известных зданий города исчез шпиль. На деле он являлся обыкновенной антенной, которую забрала с собой выехавшая организация еще полтора года назад. Жест незначительный, но при вдумчивом подходе становится понятно, что мы потеряли знаковую вещь. Конечно, есть более важные проблемы, чем заботиться о каком-то там шпиле, но давайте порассуждаем.
Прежде всего, это здание — единственное до начала 2000-х 16-этажное здание Кургана. Вид у него, конечно, грозный — ода модернизму — и построено оно в историческом районе. Тем не менее именно это здание до недавнего времени было визуальным центром некого ансамбля Набережной, формируемого в том числе за счет ближайших строений меньшей этажности. Это своеобразный символ Кургана, долгое время создававший неповторимый силуэт всей его южной части. Если вы сделаете запрос в Интернете по фотографиям города или попытаетесь отыскать современные его виды, то скорее всего на них будет изображен именно этот ансамбль. Ну, ансамбль — громкое слово, но почти подходящее. Человек, въезжающий в город с южной стороны, мог наблюдать величественное здание на берегу реки, как бы стягивающее и удерживающее на себе все пространство. Это была настоящая визуальная ось, настоящий знак качества советских архитекторов, весьма узнаваемый.
С появлением в соседях 17-этажного жилого дома, вся концепция, если таковая имела место быть, пошатнулась: новое строение было физически выше предыдущего, которое уже начинало теряться на фоне первого и тонуть в разноликой застройке, разрушая всю визуальную линию Набережной. Но пока на старом здании был установлен шпиль, создающий фантасмагорическую высоту, паниковать было рано. Мнимый центр застройки был отчетливо различим и все тысячи тонн бетона нехотя, но все же объединялись вокруг основного здания.
Когда шпиль демонтировали, его носитель разом растворился, почти исчез, на фоне своего нового соседа, превратившись в унылое и безобразное здание, в часть хаоса на берегу. Новый же жилой дом не способен удерживать на себе визуальную ось прибрежной линий, поэтому от былого образа, так узнаваемого на любых фотографиях города, пришлось отказаться. Ритм импровизированного ансамбля превращен в разноголосый хор: никакого уникального силуэта уже нет — нет его центра, нет того, что могло бы организовать вокруг себя пространство. Въезжающий в город человек не увидит ничего, кроме россыпи высотных зданий и ничего не запомнит. Здесь попросту не за что уцепить взгляд. А ведь всего лишь стоило убрать почти незаметный шпиль. И эта проблема серьезней, чем кажется. Стоит задуматься.
Как теперь Курган будет искать свой неповторимый силуэт — не очень ясно. Возможно, строительство нового Храма и жилого района у Кировского моста способно исправить положение, возможно свою лепту внесет и новостройка «Воробьевы Горы», но без общей концепции принципиального результата достичь будет трудно. Сможем?
Роман Овчинников
Фото: Фото автора