Бесспорно, главным сегодняшним событием стало долгожданное открытие мемориала Терентию Мальцеву в честь 120-летия со дня его рождения на площадке перед КЦ «Современник» в микрорайоне Заозерный. На церемонии открытия присутствовали представители органов власти, журналисты, а также родственники Терентия Семеновича. И губернатор был, и мэр был, и был даже оркестр! У этого проекта длинная и интересная история: в частности, строительство полностью осуществлялось на добровольные пожертвования, которых удалось собрать аж восемь миллионов рублей! Видимо, этот факт — особый предмет гордости городских властей, активно заявляющих, что «на памятник из бюджета не потрачено ни копейки». Кстати, над созданием скульптуры Мальцева трудились 20 человек во главе с автором Ольгой Красношеиной. Стоит сказать, что это лишь начальная стадия благоустройства сквера, который, к слову, может получить другое название, например, площадь Мальцева. Полностью проект благоустройства будет завершен только в следующем году, а сейчас кроме самого мемориала на территории созданы будущие клумбы, уложено плиточное покрытие и установлены фонари. Что это событие означает для Кургана и для Заозерного в частности?
Проект благоустройства сквера и установка памятника Мальцева практически синхронизированы с планами по реконструкции одноименной улицы, начало которой также запланировано на 2016 год. В самом первом приближении эти мероприятия в совокупности должны значительно улучшить качество транспортной инфраструктуры нескольких микрорайонов Заозерного. В более глобальном смысле Заозерный получит новое, хоть и примитивное общественное пространство. С этими делами здесь довольно туго, а появление мемориального комплекса в гуще жилого района с плотным пешеходопотоком способно дать импульс к некоторому оживлению. Нужно понимать, что с точки зрения повышения качества городской среды изолированного от центра города микрорайона это гигантский шаг вперед. Неэффективность прежнего сквера выливалась в практически полное отсутствие посетителей, и несколько одиноких скамеек на пересечении пешеходных дорожек лишь изредка занимались случайными прохожими. Основная масса людей использовала сквер как путь к супермаркету. Одна из причин — былое отсутствие визуальной оси пространства и минимальное количество свободной площади. Теперь эти вопросы стремятся к скорому решению, и первый шаг — создание мемориального комплекса — сделан. Готовый мемориальный комплекс как бы замкнет на себе все пространство у ЦКиД «Современник» и даст толчок к увеличению посещаемости, что в совокупности с близлежащими надувными аттракционами, супермаркетом и неплохой парковкой произведет определенный эффект.
Правда, есть мнение, что именно эти факторы могут стать отталкивающими: значительные площади, отданные под парковку, и оживленная транспортная артерия рядом — не самые лучшие союзники беззаботных прогулок. Именно поэтому важным аспектом будет общее благоустройство территории. Например, виды бесконечной парковки и широченного проспекта можно запросто скрыть пышными зелеными насаждениями. Будет ли это сделано — увидим. В конце концов, любой, даже самый амбициозный проект может быть загублен именно на стадии реализации.
Ну а что же это значит для всего города? Все очень просто. Городские власти уже не первый год ведут кампанию по так называемому поиску бренда города. И несмотря на некоторые неточности в самой постановке вопроса, очевидно, что историческое наследие должно принимать в этом процессе самое непосредственное участие. И у Кургана в этом смысле гигантский потенциал. Сохранение и в особенности ретрансляция исторической базы — очередной шаг города к самоопределению. Исходя из этого, создание мемориального комплекса Т.С. Мальцева — одного из значимых культурных кодов Кургана — является очень мощным шагом. Вопрос сохранения культурного и исторического наследия для современного города вопрос преемственности, это как билет в поезд будущего, опоздать на который было бы непростительной ошибкой. Это неотвратимая часть любой городской политики, столь затратная, сколь и ответственная. И речь здесь идет не только об объектах культурного наследия, зачастую ветхих, снесенных, либо наоборот, поражающих воображение своим величием, но и об исторических личностях, вершивших в свое время судьбу города. В том числе и на таких вещах должны строиться модели брендирования территорий. Это почти универсальный рецепт.
Роман Овчинников
Фото: Фото Александра Бурнашова