Постоять в очереди в школу №7 корреспондента 45.ru пригласили родители девятиклассников. На капремонт этого здания в 2012 году распорядился выделить деньги лично Владимир Путин - он же нарисовал здесь на школьной доске незабываемую «Кошку. Вид сзади». Теперь, чтобы попасть туда, мамам и папам предстояло подать документы и заявления о переводе детей в 10 класс – об этом школьников заранее предупредили классные руководители. Но обмолвились: мест в 10-й параллели всего 52, в то время как из 9-х классов выпустилось 125 учеников.
Подачу документов назначили на 8 утра 3 июля, но родители, которые боялись не попасть в число счастливчиков, решили организовать свою очередь задолго до назначенного часа. С 1 июля у дверей закрытой на выходные школы активисты стали составлять список желающих, организовали дневные и ночные дежурства. Мама девятиклассника Елена Бобкова рассказывает, что на второй день напряженного ожидания на «организатора» очереди напали и вырвали из ее рук список – вмешаться пришлось полиции.
1 июля родители стали подходить к дверям еще закрытой школы с пяти утра. Кто-то, наученный опытом предыдущих дней, пришел со складными стульями и термосами с чаем и кофе, кто-то отпросился на несколько часов с работы в надежде на быструю процедуру подачи заявлений.
– По нашим данным, заявлений о переводе в 10-е классы будет подано на 20-25 больше, чем есть мест. На общем собрании нам сказали, что наберут не больше 60 человек, это максимум, который может вместить школа, – поделилась мама девятиклассника Елена Бобкова. Тогда родители были обескуражены тем, что приоритет будет отдан детям, по прописке относящимся к седьмой школе.
– В начале года говорили, что будут выбирать по оценкам. Потом правила изменились, и мы испугались, что не попадем. Администрация школы не выдавала нам талончики, не организовала этот процесс как-то еще, поэтому мы решили организоваться сами. Это было наше желание, – добавляют родители.
С 1 июля противостояние между двумя группами, на которые разделились родители, только усиливалось. Большая часть всех мам и пап девятиклассников 1 июля в субботу создали список и стали записывать туда фамилии желающих под порядковыми номерами. Теперь эти родители хотят подавать документы по заранее составленному ими списку, ведь о местах в школе они позаботились раньше. Свои номера они написали на руках и с самого утра понедельника держат оборону у входа в школу.
Остальные родители посчитали, что достаточно просто прийти к назначенному времени 3 июля и встать в живую очередь, не ориентируясь на списки, составленные за два дня до этого. Они пришли к 7 утра и также ожидали у входа в школу.
– Нам хочется доучиться в этой школе, ведь дети между собой дружат, пойти сейчас не по прописке в другую школу – это сильнейший стресс. Когда мы поступали в 2008 году, таких правил не было. Нас возмущает, почему мы не можем попасть в свою родную школу, в которой мы учились! Если надо – открываете третий, четвертый десятый класс, но нельзя так поступать! – переживает Анна Терентьева.
По словам учеников, в личных разговорах завучи школы говорили: единственная причина сокращенного набора – ограниченные возможности спортзала. Они стараются не участвовать во взрослых разборках: один из парней включил музыку через колонку, и школьники пустились в пляс вокруг него, подпевая «Между нами тает лё-ёд».
– Молодцы какие – хорошо поют! Их энергию да в доброе русло – картошку копать! – миролюбиво замечает чья-то бабушка, но тут в толпу родителей врезается чей-то папа.
– Мой сын пришел сюда в пять утра, перед ним стояло всего четыре человека! Покажи, кого ты видел! – просит он парня, но встречает жесткий отпор: «Мы все в машинах сидели!» Мужчина не сдается и обращается уже к девятиклассникам: «Ребята, выстраивайтесь в нормальную очередь, не слушайте родителей!» Дети охотно слушаются, но результата эти действия не дают: у входа по-прежнему давка, а у крыльца – ровный строй учеников.
Подходящую к школе директора Любовь Силантьеву они встречают дружным гулом:
– Любовь Алексеевна, объясните им про очередь (кивают они на родителей у входа)!
– Я не заставляла никого, честное слово, вы со своей очередью разбирайтесь сами, – удивляется она и проходит в здание.
Напряжение растет, кто-то объявляет: «Осталось 6 минут». В этом время двери школы открывают, и родители вместе со школьниками бегом устремляются к кабинету директора, где будет происходить прием заявлений. Точно такая же пробка теперь вырастает у входа в приемную – о каких-либо очередях здесь уже не вспоминают.
– Ну вы совсем оборзели! Я на одной ноге стою! Сделайте три шага назад!
– Ага, щас!
– Тут уже кто сильнее – тот и раньше!
– Раньше так только за мебелью стояли в очереди…
Следующие три часа кто-то прорывается внутрь кабинета, кому-то удается выйти из него после подачи заявления. Елена Бобкова выходит из кабинета шестой, номер соответствует номеру на ее руке, но все только потому, что она с самого начала стояла у дверей.
– Возможно, не будет направления «биохим», если не наберут. Всего примут 52 заявления, а 25 августа повесят списки, кто в каком классе. Сейчас я спокойна, два дня без нервов, теперь поеду на работу, – устало говорит Елена Бобкова.
Тем временем мужчины преграждают вход руками, чтобы никто не пролез без очереди, мамы, отчаявшись, подходят к окнам – дышать уже нечем. В середине вакханалии дети начинают по очереди бегать домой за корочками от аттестатов – многие принесли только вкладыш. Дольше всех убеждает родителей сохранять спокойствие одна из мам по имени Оксана. Она уверена, что все документы примут, а решение по каждому ученику сообщат после рассмотрения всех заявлений. Около 11:30 она выходит из кабинета директора со слезами на глазах.
– Я до конца успокаивала всех родителей, что не может такого быть – наберут 52 человека и все. Я не поддалась кипишу, не дежурила сутками, по прописке мы относимся к этой школе, аттестат неплохой. Но нам отказали – сказали, что 52 человека, набор окончен…
Сейчас мама попытается вновь встретиться с директором, потому что информации на сайте никакой не было, утверждает Оксана. Если ее ребенка не возьмут, она готова переводить ребенка в 19 гимназию – сегодня там тоже заканчивается набор.
– Если мы и туда не попадаем, буду опять пробовать попасть сюда, но уже через прокуратуру, – вздыхает Оксана. По ее словам, около 15 человек не прошли сегодня отбор.
У входа осталась одна ученица, которая ждет с работы маму, чтобы вместе зайти и подать документы. Из кабинета выглядывает директор и спрашивает: «Классы уже сформированы, чего ты еще ждешь? Чтобы тебе отказ официально написали?» – девочка не может сдержать слез. Не попавших в десятые классы школьников успокаивают другие ученики и чужие родители.
Директор школы №7 Любовь Силантьева от развернутого комментария о причинах набора всего двух классов и неорганизованности подачи заявлений отказалась. Она пояснила, что главными основаниями для перевода в 10-е классы были наличие аттестата, прописка в районе школы и номер в порядке живой очереди.
– Как уж они там порядок устанавливали, я не знаю, кто ко мне зашел, того и записывала, – сказала она. Директор также пояснила, что возможностей вести электронную запись через сайт у школы нет, а результаты приема будут оглашены официально 25 августа – тогда пройдут собрания для родителей. При этом родители могут перевести ребенка в другое образовательное учреждение, если не попали в школу №7.
За подробным комментарием по ситуации в школе №7 корреспондент 45.ru с официальным запросом обратился в мэрию Кургана.