Директор департамента агропромышленного комплекса Курганской области Сергей Пугин области подвел итоги года на пресс-конференции и рассказал, кто виноват в том, что в Зауралье завезли инфицированную африканской чумой свиней продукцию, и как удалось не пустить вирус дальше стен двух предприятий.
— Откуда появилась АЧС в Курганской области?
— Начнем с истории тюменцев. Падёж скота у них начался в октябре. 10 ноября, когда падёж уже достиг критических размеров, скрывать которые было уже нельзя, был установлен очаг распространения АЧС. Но за тот двухнедельный период, который собственники и ветеринарные специалисты предприятия скрывали, отгружая и живых свиней и продукцию на убой, четыре объекта на территории Тюменской области получили статус «инфицированный», два на территории Курганской области, и один очаг (очаг — когда болеют живые свиньи, а инфицированный объект — куда завезли продукцию).
— Как распространялась АЧС в Курганской области?
— Шороховское предприятие Исетского района Тюменской области зафиксировало очаг АЧС, тюменская ветеринарная служба определила перечень хозяйств, куда отгружалась продукция с этого предприятия. Два предприятия на тот момент были в селе Садовом, откуда продукты убоя дошли до перерабатывающего цеха в Кургане. Оперативность не позволила из этого перерабатывающего цеха распространить зараженное мясо по торговым точкам, иначе было бы сложно отследить: продукция до свиноводческих комплексов и не добралась бы, но в лично-подсобные хозяйства вполне могла попасть. Если помните, у нас были подозрения по центральному рынку, но они не подтвердились.
— Какой был ущерб для двух наших предприятий?
— 20 тонн продукции мы уничтожили (Сергей Пугин вспоминает и прикидывает в уме), это около 3-4 миллионов рублей. На совещании прозвучал посыл для тюменцев: «будьте честными, рассчитайте тех, кого подвели». Ведь по большому счету наши предприятия получили с чистыми сопроводительными документами, и не доверять им было невозможно.
— Какие меры принимаются сейчас?
— Сейчас в Тюменской области расследуются уголовные дела, и я уверен, что виновные понесут наказание. Для нас это была возможность проверить нашу готовность к появлению очагов. Омская область в этом году не справилась, потому что практически вся территория стала очагом. Мы справились, и справлялись достойно, поскольку продукция убоя не начала перемещаться по Курганской области. Хочу еще раз повторить, это не опасный для человека вирус, но если вирус появляется на территории свинокомплекса, хоть кусочек сала зараженного попадает в пищу одной из свиней, то все! Почему и уничтожение касается всего поголовья? Потому что бесполезно его сохранять, оно все будет заражено.
Все упирается в халатное и преступное исполнение своих обязанностей, как со стороны предпринимателей, которые производили, так и со стороны специалистов, которые их обслуживали, я имею в виду тюменское предприятие. У нас распространение удалось предотвратить.
— Какие меры профилактики будут применяться в следующем году, ведь очаги АЧС в России возникают буквально каждый год?
— Я бы хотел поблагодарить УМВД по Курганской области — они в этот раз выставили круглосуточные посты по Омскому и Челябинскому направлению, это позволило очень быстро закрыть распространение инфицированных объектов.
— А кто-то пытался вывезти зараженную продукцию из Курганской области?
— Нет, таких фактов не было. Руководство обоих предприятий отнеслось очень адекватно, и, несмотря на то, что они понесли убытки, позволили нам качественно отработать. В следующем году предусмотрели дополнительные ресурсы на диагностическое направление — приборы и дозы, которые определяют наличие АЧС. В следующем году мы придем к стопроцентному учету скота в лично-подсобных хозяйствах. Были установлены буферные зоны вокруг крупных свинокомплексов на территории области — на территории в 5 километров вокруг них в личных подсобных хозяйствах нет ни одной свиньи. Если где-то остались, то буквально день-два и ее не будет.
— Будут ли пострадавшие предприятия подавать иски о возмещении ущерба?
— Это коммерческий интерес конкретного предприятия. Но я думаю, что могут. Вот я занимаюсь бизнесом, и мне подложили такую свинью, что я потерял четыре миллиона рулей! Для меня это было бы вызовом, и я бы обратился к Шороховскому предприятию за возмещением ущерба. Когда тюменский ветврач начал говорить, что все старались предотвратить АЧС, то замруководителя Россельхознадзора Константин Савенков его поправил. Из-за этого на Ямале фермерское хозяйство выжгли, потому что нужно было уничтожить все поголовье!
— Когда с Курганской области снимут статус «неблагополучного» по АЧС региона?
— Мы с этим работаем, и вы знаете, у меня была встреча с руководителем Россельхознадзора, и после этой встречи сюда приезжал заместитель руководителя Россельхознадзора. Мы стараемся сделать так, чтобы процедура была проведена в максимально короткие сроки. Получить статус можно за 1 день, а чтобы снять его, приходится потратить больше времени. Такая страна, как Испания, снимала с себя статус неблагополучной 42 года. Конечно, такую ситуацию даже мы себе представить не можем, поэтому мы делаем все, чтобы приблизиться к тому, чтобы этот статус до конца текущего года был снят.
Напомним, на территории Курганской области было два инфицированных объекта: предприятие «Мяспром» в селе Садовом Кетовского района и холодильная камера ИП Соколова в Кургане. Сотрудники управления ветеринарии региона, Курганского и Кетовского центров ветеринарии, а также сотрудники полиции, Россельхознадзора и департамента АПК стали работать над тем, чтобы не допустить распространение вируса за пределы двух предприятий. Инфицированное мясо, одежда сотрудников предприятий, тара были сожжены в селе Садовом — всего уничтожено около 22 тонн продукции. На выездах из Садового круглосуточно дежурили посты ДПС, которые проверяли машины — не вывозят ли инфицированную продукцию из предприятия. На территории в 20 километров от предприятия «Мяспром» жителям советовали избавиться от свиней и даже предложили камеры для хранения мяса и бесплатную работу по забою — в итоге забито 180 голов свиней.
После того, как в Курганской области обнаружили инфицированные объекты, Россельхознадзор МЧХ РФ установил для территории Зауралья статус «Неблагополучный без вакцинации по африканской чуме свиней». Из-за этого статуса вывозить из Курганской области фураж (корм, в котором есть стебли, ветки, листья, корни растений), а также пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо для корма свиней можно только в такие же неблагополучные регионы.
— На территории Курганской области на 1 ноября этого года поголовье свиней составляло 98 652 головы, в том числе 54 305 — в личных подсобных хозяйствах, — сообщил в ответе на редакционный запрос первый замдиректора департамента АПК Зауралья Юрий Михеев.