На прошлой неделе департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области выступил с инициативой построить в Кургане второй автовокзал или автостанцию. Предложение вызвало споры у жителей города: будет ли удобно и выгодно, если единый ныне пункт отправления разделить на два и часть междугородних рейсов запустить из Заозерного? В этом районе проживает треть всего населения города, и строительство крупного инфраструктурного объекта могло бы подтолкнуть и весь район к развитию. Но жителям районов области может быть неудобно путешествовать через весь город, чтобы пересесть на другой междугородний рейс.
Мы обсудили идею строительства новой автостанции с генеральным директором ООО «Курганавтотранс» и депутатом Курганской городской думы Юрием Калининым.
— Юрий Александрович, главный вопрос: нужен ли Кургану второй автовокзал?
— Ситуация такая: инициатива хороша, но ее нужно обсуждать. В Екатеринбурге, например, два автовокзала, но они оба расположены практически в центре — просто центр у города большой. Это связано с тем, что там невозможно построить один большой хаб, в котором будет сосредоточено столько людей: пассажиропоток на каждом из вокзалов порядка 10–12 тысяч человек в день. А в Кургане около 2800 пассажиров.
В Тюмени при населении 700 тысяч человек один вокзал, причем в отдалении от железнодорожного вокзала. Пассажиропоток — около 7000 человек, и никаких планов по строительству второй автостанции, я не слышал. В Челябинске автовокзал тоже в центре, но у них давняя история: был прекрасный вокзал в Синегорье, сейчас его открыли в «Юности». Но вокзал тоже один, правда, есть дополнительные точки подсадки, но они все в центре (Центральный вокзал находится у дворца спорта «Юность», есть три автостанции «Областная больница», «ТК Синегорье» и «Северные ворота». — Прим. ред.). Поэтому необходимость второго вокзала для Кургана — это достаточно серьезная тема для обсуждения. Не могу я сейчас сказать я за или против, нужен анализ.
— А к вам жители обращались с подобными предложениями?
— Ни разу таких писем и обращений не было. Мы же говорим про межгород, о расстояниях в 200-300-400 километров, автобусы идут долго, некоторый рейсы 18–20 часов, например, в Сургут или Ханты-Мансийск. А по нашему Кургану за 20 минут можно в любую точку добраться, новый автовокзал не слишком сократит время поездки.
— Вы бы выступили инвестором такого проекта?
— Оборудовать вокзал — это очень долгий и сложный процесс. Сколько времени пройдет от момента разработки проекта до ввода объекта в эксплуатацию? Рассчитать ни стоимость, ни сроки нельзя. Например, требования по безопасности объекта рассчитываются, исходя из количества пассажиров: для 100 человек они одни, для 1000 — совершенно другие. Например, на нашем автовокзале мы по новым требованиям сделали ограждение, шлагбаум, систему видеонаблюдения, проходим проверки на подготовленность персонала, проводим оценку уязвимости объектов, разрабатываем сайт, установили терминалы по продаже билетов. Сейчас сдали документы для аттестации сил транспортной безопасности в Минтранс, возможно, станем первой организацией на Урале, которая получила аттестацию. Дальше будем отгораживать транспортную зону. Будет как в аэропорту: вы купили билет, зарегистрировались, зону «очистки» прошли, дальше можно находиться в этой зоне только с билетом. Мы постоянно приводим все в соответствие с меняющимся законодательством, и это очень затратные мероприятия. И стоимость, и сроки просчитать можно, но это дело не одного дня, 2–3 месяца для простой прикидки.
— Насколько это выгодный бизнес? Что сегодня с пассажиропотоком происходит, он падает или растет?
— Я отвечу так: последние три года это падение достаточно серьезное, просто сейчас жаловаться не хочется. Не будем об этом говорить. Но пассажиропоток однозначно снижается.
— Готовы ли вы выступить со своей инициативой в ответ на предложение департамента?
— Я не знал об этой инициативе областного департамента, профессиональное сообщество о ней никто не спросил. Поэтому моя инициатива — обсудить вопрос с привлечением городских властей, перевозчиков, общественности, самого департамента. Мне это действительно интересно — изучить общественное мнение на счет строительства нового вокзала. Возможно, мы можем выступить организаторами такого обсуждения, чтобы знать, как отреагируют жители. Если мы как автовокзал, который сейчас занимается этой деятельностью, почувствуем запрос от общества, если это экономически будет обоснованно, то почему нет.