Чиновники администрации города решили рассказать журналистам и блогерам, как и кто убирает город по ночам. Возможно, поводом стала постоянная критика врио губернатора Вадима Шумкова, который после каждого объезда остаётся недоволен оставшимся на тротуарах и обочинах снегом. В день перед ночной поездкой на пресс-конференции он, отвечая на вопрос, сказал, что есть и объективные обстоятельства, почему уборку нельзя сделать на отлично.
— Когда месячная норма осадков выпадает за день-два, их убирать нужно, когда они выпали. Потому что если техника за ними будет гоняться, мы быстро съедим нормативы, и нужно будет искать другие деньги — это налоги. Есть определённые проблемы по финансированию, — отметил он. — Я рад, что Андрей Потапов поедет в ночной рейд, видимо, он хорошо смотрел фильм про Бэтмена.
В 21:30 микроавтобус с журналистами стартует из двора администрации. Уборочная техника начала работу на полчаса раньше и будет делать уборку до 6 утра, позже работа не закончится — будут посыпать тротуары песко-соляной смесью и убирать вручную. Работают сутками, но сотрудники разведены по сменам. В приоритете уборка центра города — его убирают в первую очередь, после чего службы переходят на периферию. Точно так же с улицами — сначала магистральные, после — второстепенные. Окраины убирают ближе к утру.
Остановку делаем на перекрёстке Кирова — Андрей Потапов отвечает на вопросы и делится главной проблемой в ответ на вопрос о критике губернатора.
— Нам нужно 145 единиц техники, а у нас пока только 56 единиц. Из них 32 — износ 90–99%. Техника куплена до 2000-х годов. Чтобы закупить всю технику, нужно около 600 миллионов рублей, это неподъемная сумма для бюджета, — говорит он. Администрация уже пробует решать проблему и купила машины в лизинг, но придут они, только когда растает снег — к концу марта.
Один из таких раритетов видим позже на улице Красина — машина 1989 года выпуска загребает снег и отправляет его в самосвал. КАМАЗов у МУП «СДП» всего шесть, из которых только один новый. Недавно МУП «Астра» внепланово купило ещё один самосвал и два подметальных трактора, чтобы подготовиться к снегопаду, — завтра на подмогу выйдут и они.
Дальше, проехав по улице Зорге, направляемся в сторону «Гипер-Сити». У женской консультации снег не убран, на что указывает сам Потапов: «Видите, вот тут машины стояли, пришлось объезжать».
— Водители оставляют машины на улицах, техника объезжает, а места остаются неубранными. Где есть запрещающие знаки, будут работать эвакуаторы, а где знаков нет... Не все автолюбители готовы вставать ночью и переставлять машину. Но парковать ведь нужно не только для себя, — говорит руководитель администрации.
Больше всего вопросов вызывает уборка во дворах и отдалённых районах. Денис Давыдов говорит, что на периферийных объектах после снегопада убирают только тротуары, а за дворы отвечают управляющие компании, ТСЖ либо сами жители.
— Если будет увеличено финансирование, тогда дороги между дворами будут приняты в казну и будут убираться. Большинство улиц, где есть общественный транспорт, мы содержим, маленькие улочки убираем, но не всегда — за сезон предусмотрен проход грейдера дважды. Всё упирается в деньги: у нас осталось всего семь снегопадов. Если в декабре их окажется больше… то нам не хватит финансирования по заключенному муниципальному контракту, — говорит Денис Давыдов, директор МУП «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана».
В январе контракт будет новый — с 2019 года сумму чуть увеличили. Но и этого, по словам Потапова, не хватит на нормативную уборку. Пока мы едем в сторону проспекта Конституции мимо бульвара Солнечного, пытаясь догнать колонну техники, Андрей Потапов сравнивает Курган и соседние города. Если вычесть из годового дорожного фонда Кургана 360 миллионов (при долге 40 миллионов) — затраты на ремонт дорог, благоустройство дворов, установку бордюров, обслуживание дорог, на уборку остаётся всего 140 миллионов.
— На содержание одного квадратного метра у нас остаётся 50 рублей. В других регионах, если подходить по нормативу, это число в пять раз выше. То есть на уборку Кургана нужно 700 миллионов, но таких денег нам областной фонд не выделяет. Что лучше: сделать ремонт в школах, ДТЮ (170 миллионов) или убрать дороги? Зарплаты не выплачивать? — рассуждает Потапов.
Выходим в районе ТЦ «Гиперсити» и встречаем колонну техники, которая торжественно поблёскивает маячками. После центра уборка продолжится в Нижней Утятке, Черёмухово, Утяке, Шепотках, Тополях, Зайково, на дорогах на полигон ТБО и Челноково.
— Хотелось бы, чтобы поменьше ругали, а то уже как-то стыдно становится просто за то, что мы работаем. И у меня пожелание к водителям: не прижимайтесь к дорожной машине, она несёт в себе опасность. Относитесь с пониманием, — обратился руководитель МУП «Астра» Игорь Туктарев.
— Хотелось бы увеличить финансирование из дорожного фонда правительства Курганской области — это единственная возможность увеличить лимиты на уборку, — подводит итог объезда Андрей Потапов.
В следующем году контракт всё же увеличат на 50 миллионов, но это не спасёт ситуацию. В идеале, по словам руководителя администрации, на уборку нужно не 140 и даже не 190 миллионов, а 700 — таких денег у города нет.
Алена Кононова