Сегодня, 14 октября, в Курганском городском суде завершились прения по делу директора курганского аэропорта Дмитрия Коваленко. Руководителя курганской воздушной гавани и главного энергетика и начальника службы эксплуатационных сооружений Андрея Тябутова обвиняют в незаконной вырубке деревьев на территории аэропорта.
Сегодня свою позицию по предъявленным обвинениям озвучили обвиняемые и их адвокаты. Первым выступать в прениях со стороны защиты начал Дмитрий Коваленко. Его речь длилась почти полчаса.
— Меня обвиняют в том, что я трижды совершил преступные деяния, предусмотренные статьей 260 УК РФ, — незаконную вырубку деревьев. С данным обвинением я не согласен в полном объеме, — начал выступление Коваленко.
Подсудимый отметил, что не согласен с подсчетом суммы ущерба от вырубки деревьев, поскольку речь идет не о лесных насаждениях, расчистка территории аэропорта тем самым не может нарушать природоохранное законодательство.
— Аэропорт — антропогенный объект, то есть созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов и к природным ресурсам не относится. Исходя из определения природных ресурсов, отдельное дерево, расположенное на аэродроме, к природным ресурсам также не относится. Можно сделать вывод о недостоверности суммы ущерба, указанной в уголовном деле и гражданском иске, — считает Дмитрий Коваленко.
Адвокат поддержала позицию своего подзащитного и добавила, что на судебных заседаниях не было установлено, как именно был подсчитан данный ущерб. Речь идет о сумме порядка 1 миллиона 289 тысяч рублей.
— Не ставились под сомнение расчеты ущерба, проведенные согласно справок лесничества, никто не проверял правильность расчетов, в том числе так называемая потерпевшая сторона, представитель которой попросту не смог ответить ни на один вопрос относительно ущерба и пояснивший, что просто переписала сумму заявленных требований из материалов уголовного дела. Как она полагала, это следователем сделаны такие расчеты. Как выяснилось из допроса свидетеля Васильевой (следователь по делу Коваленко. — Прим. ред.), она тоже самостоятельно не производила расчеты, а руководствовалась справками, предоставленными ей. Судом, к нашему большому сожалению, отказано в вызове на допрос свидетеля Благининой, являвшейся исполнителем при подготовке справок об ущербе. Полагаю, что защита была лишена возможности задать оставшиеся неразрешенными вопросы о порядке расчета ущерба, — отметила адвокат Дмитрия Коваленко.
Есть у стороны защиты претензии и к качеству проведенных экспертиз. Дмитрий Коваленко недоумевает, как за 20 минут эксперт смог осмотреть 77 пней от срубленных деревьев.
— Таким образом, в его распоряжении имелось 15,6 секунды на один пень, — производит подсчет подсудимый.
Кроме того, чтобы попасть в зону транспортной безопасности аэропорта и осмотреть деревья, эксперт должен был получить разовый пропуск и произвести осмотр территории в присутствии сотрудника курганского аэропорта. Согласно копии журнала выдачи пропусков, такой пропуск эксперту не выдавали.
— Следователь Васильева поручает проведение экспертиз частному лицу Науменко на коммерческой основе, не исключая вопросов, не требующих специальных познаний, в том числе перерасчет, например, вырубленных деревьев. Что, по мнению защиты, влечет безусловное удорожание проводимых экспертиз и, соответственно, ущемление прав Коваленко. Поскольку уважаемый представитель гособвинения, как и следовало ожидать, в прениях сторон заявил о необходимости взыскания процессуальных издержек, в том числе с моего подзащитного, — отмечает сторона защиты. Адвокат добавила, что такую экспертизу могло провести и бюджетное учреждение, тогда стоимость работ была бы ниже.
— Мы просим экспертное заключение, содержащееся в материалах уголовного дела, проведенное экспертом Науменко, признать недопустимым доказательством, — считает адвокат.
Согласно позиции стороны защиты, Дмитрий Коваленко и Андрей Тябутов вообще не нарушали закон, поскольку имели право спилить на территории аэропорта деревья, представляющие угрозу для безопасности полетов. Для этого им не нужно было получать никаких разрешении от администрации Кургана.
— Основанием для обвинения послужило якобы нарушение требований Курганской городской думы. Местное самоуправление обеспечивает решение вопросов местного самоуправления, вопросы безопасности полетов — это вопросы международного значения и реализуются РФ посредством исполнения международного законодательства. Воздушное законодательство Российской Федерации в первую очередь направлено на реализацию государственной программы, и участие органов местного самоуправления не предусмотрено, — отмечает Дмитрий Коваленко.
Административно-техническая инспекция Кургана, отмечает Дмитрий Коваленко, может разрешить вырубку только аварийных деревьев, вопросы безопасности полетов их не интересуют.
— С учетом положений воздушного законодательства мои действия по вырубке деревьев по всем трем эпизодам уголовного дела не требовали получения никаких согласований с администрацией города Кургана, — уверен руководитель аэропорта.
— Прошу вас, ваша честь, меня, Коваленко Дмитрия Александровича, по всем преступным эпизодам оправдать в связи с отсутствием состава преступления, — закончил свою речь на стадии прений Дмитрий Коваленко.
Андрей Тябутов также попросил оправдать его по всем пунктам обвинения. На невиновности подзащитных настаивают и адвокаты подсудимых.
Сегодня же Дмитрий Коваленко и Андрей Тябутов выступили с последним словом.
— Хочу сказать, что в деятельности любого аэропорта, наш аэропорт не составляет никакого исключения, основная задача — это всегда поддержание приемлемого уровня безопасности полетов. Вся деятельность на это направлена, — сказал директор курганского аэропорта.
Он также отметил, что потерпевшей стороной по делу может быть признана только «Росавиация». В подтверждение своих слов он ходатайствовал суд приобщить к материалам дела протокол совещания в Минтрансе, которое состоялось в феврале 2016 года. Согласно документу, на совещании была достигнута договоренность считать, что деревья, растущие на территории аэропортов, находятся в ведении воздушных гаваней. Адвокаты поддержали ходатайство Коваленко приобщить данный протокол к материалам дела на стадии последнего слова, так как раньше предоставить суду этот документ подсудимый не мог — заместитель министра транспорта РФ передал его Дмитрию Коваленко только в минувшую пятницу на совещании в Москве.
После двадцатиминутного перерыва, потребовавшегося судье для ознакомления с документом, протокол было решено приобщить к материалам дела. Оценку ему суд даст в совещательной комнате во время вынесения приговора.
— Хочу подчеркнуть, что здесь касается уже не столько меня, сколько в принципе взаимоотношений по вырубке деревьев на аэродроме, — закончил последнее слово Дмитрий Коваленко.
— Я себя не считаю виновным по предъявляемым мне преступлениям и считаю их необоснованными, надуманными. Таково мое мнение, — высказал свое мнение Андрей Тябутов.
Во время первой части прений гособвинитель просил Дмитрия Коваленко приговорить к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года, Андрею Тябутову дать два года шесть месяцев с испытательным сроком три года.
Также гособвинитель ходатайствовал утвердить иск о взыскании с подсудимых суммы причиненного ущерба.
Приговор судья огласит 31 октября.