За последние полтора месяца Курган наводнили топиарные фигуры. Нашествие вечнозелёных началось со слона возле ДКМ, с которым не сфотографировался только ленивый, и продолжается до сих пор. Топиары вызывают у горожан разные эмоции: кто-то доволен и говорит о преображении облика Кургана в лучшую сторону, другие сетуют на незамысловатость фигур и считают, что потраченные на них деньги можно было пустить на ремонт дворов, коммунальных сетей и прочего. Урбанист Роман Овчинников высказался на тему того, что вечнозелёные фигуры могут стать визитной карточкой и брендом Кургана. 45.RU публикует мнение Романа.
Топиары — новый бренд Кургана.
Ну а почему нет? На фоне многолетнего и практически безуспешного брендирования Кургана, в ходе которого ежегодно появляются малоузнаваемые и совершенно не работающие «символы», придание городским топиарам статуса бренда выглядит не такой уж безумной идеей.
Региональный туризм в России вообще развит крайне плохо, несмотря на колоссальный потенциал нашей страны. Лишь единичные муниципалитеты понимают, что такое бренд и как с ним работать. Все остальные каждый год тратят немалые суммы на создание очередного «городского символа», который затем исчезает в пучине бюрократии и тотального отсутствия отклика в душах простых жителей.
Бренд города — это не просто физическое воплощение городской истории или культуры. Это не оригинальная безделушка или творение очередного «креативного» художника. Бренд — это то, что заставляет человека вспоминать о своём городе, с удовольствием рассказывать о нем детям и гордиться его существованием. Это то, с чем хочется фотографироваться, что хочется обсуждать и защищать от нападок критиков, то, что сразу воспроизводит родные образы, стоит только о нем заговорить.
И так уж получилось, что в Кургане появились объекты, которые совершенно случайно стали отвечать всему, о чем сказано выше, — декоративные уличные скульптуры из искусственной зелени, или топиары. Обычная городская мебель, на которую жители развитых городов совершенно не обращают внимания (и даже не считают это благоустройством), в Кургане произвела неожиданный фурор, сравнимый с эффектом взорвавшейся бомбы. Трудно вспомнить что-либо ещё, что бы так объединяло людей и за что они были бы благодарны властям.
Казалось бы, чтобы вернуть угасшую любовь народа, Кургану вместе с новым руководством предстоит пройти большой путь. Однако стоило поставить пару топиаров, как они объединили практически всех. Жители других городов удивленно смотрят на восторгающихся этими скульптурами курганцев и не понимают, в чем подвох. А сами курганцы не обращают внимания на злопыхателей: у них появилось что-то доселе невиданное, что-то заставляющее пойти фотографироваться, несмотря на тяжёлый трудовой день.
Это ли не готовый бренд? Ведь, используя топиары как символ, мы выполняем главную задачу — поддерживаем на городском уровне объект, который вызывает у людей положительные эмоции, заставляет просыпаться по утрам и угрожать расправой тем, кому он не нравится. Какой сырок? Какая белочка-умелочка? Зеленый слоник и бык! Вот что должно стать нашим брендом.
Лично я к топиарам отношусь очень сдержанно и считаю, что такие объекты не должны подменять собой настоящее развитие городской среды. Большие города это давно поняли и даже не фокусируются на таких мелочах. Курган же бездумно расставляет эти скульптуры, параллельно создавая скучные, обреченные на пустоту скверы и не понимая, как заставить молодёжь остаться. Это похоже на движение в тумане, когда есть уверенность, что наличие топиаров лучше, чем их отсутствие, но нет понимания, куда двигаться дальше.
А между тем количество топиаров на улицах превышает уже все мыслимые пределы: кажется, в Кургане их больше, чем во всех городах страны, вместе взятых. Но, несмотря ни на что, большинство жителей маниакально поддерживают их установку, а значит, обыкновенная садово-парковая скульптура, место которой, скорее, на даче какого-нибудь богача, чем в центре города, имеет наибольшие шансы перерасти в народный символ.
Она уже это практически сделала, обогнав всех многострадальных «сырков», поэтому нужно пользоваться моментом и делать бренд. А конкретных вариаций такого бренда здесь много: и «город с наибольшим количеством зелёных скульптур», и «город с самым высоким/большим/оригинальным топиаром», и даже «столица топиаров» — бесконечный полет фантазии. Просто бери и брендируй!
А может быть, администрация Кургана обошла всех нас и изначально запланировала создавать из топиаров новый бренд? В таком случае остаётся лишь снять перед господами чиновниками шляпу.
Согласны с автором?