Ограничения свободы передвижения, принятые властями Курганской области на время пандемии коронавируса, соответствуют Конституции России и её законам. Об этом сообщил уполномоченный по правам человека в Курганской области Борис Шалютин.
По его словам, в аппарат омбудсмена поступает множество обращений от жителей, которые просят разъяснить законность ограничения передвижения в период самоизоляции.
— В цивилизованном мире существует ряд человеческих прав, которые признаны неотъемлемыми. Но возможны ситуации, когда между этими правами возникают противоречия. Не вызывает сомнения приоритет права на жизнь и здоровье перед всеми остальными правами, — говорит Шалютин.
Он напомнил, что в статье 55 Конституции России сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом… в той мере, в какой это необходимо в целях защиты… здоровья». Соответственно, Конституция допускает ограничения прав и свобод и указывает на то, что это может сделать федеральный закон.
Именно таким правовым документом является закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения». В статье 8 этого закона говорится: «Право граждан РФ на свободу передвижения… может быть ограничено… на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных… заболеваний введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности».
Губернатор Зауралья по праву, предоставленному ему федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 16 марта принял постановление «О введении режима повышенной готовности».
Соответственно, ограничение передвижения для зауральцев на время пандемии коронавируса законно, резюмирует Шалютин. Он напомнил, что согласно статье 56 Конституции в условиях чрезвычайного положения могут быть ограничены и другие права человека.
45.RU до этого приводил мнение курганского юриста Петра Волосникова об ограничениях в период коронавируса. Его рассуждения отличаются от умозаключений омбудсмена Шалютина. В середине апреля Верховный суд России подтвердил законность штрафов за нарушение режима самоизоляции.