Из-за пандемии коронавируса этот год для всех выдался непростым. Кто-то потерял доходы, здоровье, а кто-то и своих близких. Каждый выбирал для себя, следовать ли рекомендациям медиков и чиновников разных уровней или рисковать собой и своими близкими. Уже совсем скоро нас ждет новый выбор голосование о внесении поправок в Конституцию. Губернатор Курганской области Вадим Шумков на своей странице во «ВКонтакте» написал колонку о постпандемии, ситуации в стране и поправках в основной закон. Публикуем его мнение без купюр.
Рассуждения обычного человека.
Многие пытаются предсказать, чем закончится весь этот общемировой карантин. Очевидно, что мир из него выходит другим. Не хуже и не лучше. Но другим.
Нам предстоит целый ряд масштабных выводов. Какие-то уже почти устоялись. Другим еще только предстоит войти в общественное сознание и там закрепиться. Предстоит всем миром понять, почему все пандемии общемирового масштаба последнего десятилетия (такие как свиной, птичий грипп, да и последний мышиный) вышли практически с одной территории. Каким образом несколько бредящих «золотым миллиардом» и всеобщей вакцинацией супербогатеев «угадали» географию и клинику новых болезней. И чем тогда отличается подобное «провидение» от организации масштабного преступления.
Очевидно, что наша страна также вступает на новый виток своего развития, исход которого впервые за многие десятилетия в огромной степени зависит от нас самих...
Сейчас нам предстоит определить новые ключевые правила нашей жизни на долгий период вперед. Наш первый свод законов назывался не Хартия вольностей и не Конституция. Он назывался Русская правда, потому что запрос нашего народа на правду, на справедливость исторически выше и значимее, нежели у тех, кому более важны безупречность и юридическая техника правовой конструкции.
Мы — великий народ. Но в силу своего великодушия и величия мы бываем и наивны одновременно. Так случилось, что после развала прежде великой страны и попыток колонизации России написание первой Конституции осуществлялось не совсем нами и во многом не для нас.
Сейчас нам даётся шанс начать исправление и этой исторической несправедливости. Очень многое было сделано после так называемых лихих 90-х, когда огромную страну собирали практически «из грязи и палок». Но каждый уровень развития требует новых решений. Сейчас это время пришло. И нам предстоит это осознать.
А кроме того, нам предстоит осознать, что наши «перелетные птицы», имеющие за рубежом обширные имения и счета, не относятся к национальной элите. Равно как и не относятся к элите певцы, певички, ведущие разных шоу и дорогостоящие ТВ-клоуны. Вирус и время все расставляют по своим местам в наших забывчивых головах, напоминая, что настоящая элита — это военные и медики, встречающие угрозы на передовой. Ученые, создающие востребованные разработки для спасения и улучшения жизни. Простые честные работяги, от труда которых зависят тепло и чистота, наличие продуктов в наших домах, реальное развитие и процветание нашей страны.
Нам придётся многое вспомнить и наверняка задействовать часть опыта той «страны которой уже нет». Чувство социальной справедливости и долю спасительного коллективизма, но без коллективизации и обобществления. Чувство долга, очень тонко балансирующее с личными потребностями. Ощущение веры в светлое будущее, без ежедневной чернухи, запугивания и откровенной «заказни», почему-то выдаваемых за свободу прессы.
Нам вообще предстоит большой пересмотр всего, что произошло с нами. Такая «общенациональная кассация», как говорят юристы. Она должна включать анализ того, кто и как получил исключительный доступ к общенациональным природным или энергетическим ресурсам, не вложив в их создание и освоение ни рубля. А также того, почему прибыль, извлекаемая от эксплуатации таких ресурсов, нередко широким стремительным потоком утекала за рубеж, крайне слабо отражаясь на благосостоянии остальной нации.
Нам предстоит вывод, что и национализация — это не жуть жуткая и уж точно не «матрос с винтовкой», а вполне нормальный инструмент, применяемый в тех ситуациях, когда отдельные лица не в состоянии самостоятельно сделать правильный выбор между «офшорной родиной» и той, которая дала им жизнь, образование и, в конце концов, всё их богатство.
Кстати, процесс национализации в относительно недавнем прошлом достаточно спокойно проходил в Великобритании и в других странах, считавшихся «опорой демократии».
Нам после тщательного анализа, возможно, придётся отказаться от выбора «юношей со взором пылким, но мышлением полуколониальным», в части некоторых союзов и организаций, с неочевидным эффектом нашего участия, включая ВТО.
Одновременно с этим нам предстоит выбрать осознанный разумный протекционизм, как единственно возможный вариант устойчивого развития такой огромной страны, максимально отвечающий ее национальным интересам. Предстоит продолжить крайне сложный, но уже начатый нашей страной процесс по возвращению всех видов национального суверенитета. И точно так же, как благодаря кропотливой и сложнейшей работе были возвращены военный и внешнеполитический суверенитет, вернуть финансовый и экономический.
Всем, кто свято верит, что экономику огромной страны можно развивать с помощью некоего точечного льготного финансирования, предстоит осознать, что при таких масштабах финансирование не бывает льготным. Оно может быть только нормальным. Разумеется, если речь идёт о настоящем, глубинном и комплексном, а не оазисном развитии экономики.
Многим из нас предстоит вновь изучать географию нашей страны и принять как данность, что 1/7 всей мировой территории больше не имеет ресурсов для стабильного и поступательного развития без полноценного внедрения гибкого и современного планирования. И секте, исповедующих абсолют «невидимой, но вороватой» рыночной руки, придётся осознать, что нам нужен План. Простой и понятный план развития страны, включая планирование ее новой индустриализации и развития инфраструктуры. План, предусматривающий равномерное и поступательное территориально-отраслевое развитие, с учетом вклада всех уровней власти, а также крупных ресурсоснабжающих предприятий и финансовых организаций. Он должен вобрать в себя огромное количество муниципальных, региональных, федеральных и корпоративных узкоотраслевых программ, которые нередко не стыкуются и часто дублируют друг друга. Но, самое главное, уже во многом не отвечают тем запросам, которые формируют время и наступающие обстоятельства.
Нам нужно признать, что для России с ее пространствами исключительно монетарный подход к развитию инфраструктуры и сельских территорий губителен и неприемлем. Ведь в случае с нашими масштабами речь чаще всего должна идти не об окупаемости таких вложений, а о том, что это вообще единственный способ удержания, сохранения и развития огромных территорий, данных нам предками. Что стимулировать стягивание населения страны в несколько крупных агломераций — это путь в никуда, поскольку при наших масштабах и размерах расселение должно приоритетно происходить «по горизонтали», путём создания новой модели современной «малоэтажной России». А в наступающих новых условиях и при новых угрозах это вообще единственный вариант поддержания физического, психического и эпидемиологического здоровья нации, полноценного развития ее среднего класса.
Нужно признать, что ни сплошная фермеризация, ни исключительная ставка на крупные агрохолдинги в нашей стране не могут гарантировать успех... Лишь сбалансированное развитие крупных, средних предприятий и мелкотоварного производства в связке с активным возрождением кооперации и артельных форм, при самом активном участии государства в ключевых вопросах жизни села способны изменить эту сложнейшую ситуацию к лучшему более быстрыми темпами.
После 30 лет без идеологии нам предстоит признать, что в современных условиях такой многонациональный и разноликий наш народ должен сформировать если не идеологию, то единую систему ценностей, которая всех нас, таких разных, объединяет.
Голосование за нашу Конституцию не ответит разом на все эти вопросы. Это абсолютно точно. Но оно точно положит начало новому поступательному пути и диалогу, в ходе которых мы, как общество, найдем эти ответы вместе.
Заранее огорчу любителей желтизны и околополитических клоунов. Нет в этих рассуждениях противосистемных идей. Система системе рознь. Даже муравьи, пересекая стремительный поток, быстро принимают решение и сцепляются конечностями, чтобы сделать это вместе и безопасно, не быть унесёнными водоворотом, не утопить друг друга. Так у них проявляется генно-коллективная память.
Человек всегда гордился наличием интеллекта и своим превосходством над братьями нашими меньшими. Это превосходство надо подтверждать. В том числе через умение быстро и сообща трансформировать ранее существовавшие порядки и установки при попадании в новые жизненные ситуации.
Так и должна работать наша генно-коллективная память, создающая и при необходимости меняющая любые системы, адаптируясь к новым реалиям. В этой памяти есть ответы на любые вопросы. Включая возможную реакцию на попытки провокаций, призывы к революции и автономии, вплоть до сепаратизма. Всё это было.
Пандемия пройдёт, а жизнь продолжится. Только во многом это будет уже иная жизнь. Сейчас крайне востребованы самодисциплина, без разглагольствования и умение общества быстро объединяться. Не для поиска крайних, но ради выбора, принятия и реализации верных решений. Потому очень важно, с какими выводами мы, как общество, выйдем из этой ситуации.
Основной из них заключается в том, что никто кроме нас не обеспечит развитие нашей страны. И делать это нужно не с дивана перед телевизором. Но только своим ежедневным активным трудом и осознанным гражданским выбором. Перед таким выбором мы стоим именно сейчас.
Берегите себя. Оставайтесь людьми.
Согласны с автором?