Весной каждый год в Кургане и вокруг него возникает одна и та же проблема — пожары. Как и сто лет назад, пожары происходят, какие бы меры предосторожности не принимались, с той лишь разницей, что раньше их устраивали крестьяне, которые выжигали сухую траву, а сейчас отдыхающие горожане, которым лень затушить остатки костра. Сегодня заведующая музеем истории города Татьяна Васильева расскажет, как Курган справлялся со стихией век назад.
В XIX веке в деревнях, начиная с апреля месяца, выжигание сорных трав производилось произвольно, безо всякой системы и одиночными домохозяевами. Ветром огонь разносило на большие территории, одиночные крестьяне просто не могли справиться с разбушевавшейся стихией, и от этого иногда выгорали целые сотни десятин леса. Только в 1862 году в уезде произошло 13 крупных пожаров. В некоторых деревнях место, назначенное к выжиганию, обставлялось караулом, чтобы огонь не зашел в лес, и не распространился по деревне. По — другому, это называли не «пускать пал».
В самом Кургане пожары тоже были довольно частым явлением. В 1860 году произошел грандиозный пожар гостиного двора. Ущерб составил почти 80 тысяч рублей. В 1864 году во время сильного пожара полностью выгорела центральная часть города. В 1892 году произошел большой пожар на винокуренном заводе Д. И. Смолина, ущерб составил 40 тысяч рублей. В 1898 году сильный пожар уничтожил паровую мельницу Смолина. В 1904 году в Кургане случилось четыре крупных пожара, в уезде — 370.
«Опасаясь неуправляемой огненной стихии, городские власти приняли беспрецедентные меры пожарной безопасности»
Вот некоторые пункты «Обязательных постановлений» Курганской городской Думы для жителей города Кургана:
«Всем городским жителям вменяется в непременную обязанность по первой тревоге являться на места пожаров, с теми именно огнегасительными снарядами, инструментами и вспомогательными средствами, какие обозначены на прибитых у каждого дома дощечках, и находиться на месте пожара до его прекращения.
При постройке домов и надворных строений кровли устраивать непременно согласно утвержденных Городской управой планов, то есть крыть железом, тесом и дерном, но отнюдь не соломой или другими какими-либо легковоспламеняющимися материалами, хотя бы и смешанными с глиной.
С 1 апреля по 1 октября все домовладельцы обязаны иметь запас воды на дворе в удобных местах, в бочках, чанах и полубочьях, при которых должны находиться ведра и мочальные швабры.
Владельцы колодцев во время пожаров обязаны беспрепятственно и без всякого вознаграждения предоставлять воду из колодцев для тушения.
Вменяется в строгую обязанность каждому домовладельцу вычищать домовые трубы во время лета — не менее двух раз, а зимой — не менее одного раза в месяц.
Домовладельцы обязаны допускать беспрепятственно трубочистов, как к очистке труб, так и к осмотру печей, отмечая каждый раз как об очистке, так и исправности печей в книге, выданной от Управы трубочисту.
Трубочист о найденных неисправностях печей и труб обязан немедленно докладывать в Городскую управу.
Строго воспрещается во всякое время года ходить с огнем без фонаря: по дворам, сеновалам, конюшням, скотным дворам, чердакам, улицам и площадям. Равным образом запрещается курить в этих местах табак.
«Курение табака по улицам и площадям дозволяется только с 1 октября по 1 апреля»
Сено и солому обязательно иметь только в закрытых помещениях. Склады дров и прочих строительных материалов, предназначенных для продажи, воспрещается иметь на дворах и огородах, а также по левому берегу Тобола, в черте города. Таковые помещать на особо устроенных лесных дворах, по указанию Городской управы.
При торговых помещениях, во время ярмарок и базаров, а также сенном и дегтярном рядах во всякое время года воспрещается раскладывать огонь и ставить самовары.
Домашние бани строить как можно далее от других строений. Иметь же так называемые черные бани, безусловно, воспрещается.
Не дозволяется устройство кузниц и всякое кузнечное производство в центральной части города, в прочих же частях города допускается устройство кузниц только каменных. Деревянные кузницы допускаются за чертой обывательских строений, на расстоянии не менее 60 сажен.
Все кузницы, не удовлетворяющие сим условиям, закрываются в течение года.
Запас керосина в городе для розничной торговли дозволяется иметь только в каменных со сводами кладовых с железными дверями и не более 18 пудов. В лавках вообще дозволяется иметь не более пуда и обязательно в прочной металлической посуде.
Что же касается складов керосина в неограниченном количестве, то таковые могут быть только за городом, в местах, отведенных Управою, совместно с полицией».
Склады пороха, горючих материалов переносили подальше за город. Например, в 1877 году в Кургане был построен частный пороховой склад, но в 1881 году городская Дума во избежание неприятностей постановила перенести его подальше от города, в 300 саженях от деревни Галкиной. Склад также должен был быть оборудован громоотводом. Это же касалось и склада «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», торговавшего нефтяными продуктами для смазки всевозможных машин, земледельческих орудий, а также бензином, разными мазями, мазутом и маслом для автомобилей. Склад этот располагался за городом.
Во всех местах развлечений — цирке, Общественных собраниях — было введено дежурство пожарных во время вечеров, спектаклей, сеансов и разных представлений.
И тем не менее, несмотря на все принятые руководством города меры, полностью оградиться от пожаров жителям Кургана и уезда не удавалось.
Понравилась статья?