Военному комиссариату Курганской области исполняется 80 лет. Ведомство было образовано через месяц после Указа об образовании Курганской области — 13 марта 1943 года на основании приказа народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза Иосифа Сталина. Корреспондент портала 45.RU поговорил с военным комиссаром региона, полковником Айратом Зариповым о его работе, весеннем призыве и о добровольцах, которые продолжают идти на СВО.
О работе комиссариата
— Айрат Нуриханович, военному комиссариату Курганской области исполняется 80 лет. Как изменилась работа комиссариата за последнее время?
— У нас каждый год что-то меняется, не стоим на месте. Вводятся какие-то определенные новшества, какие-то изменения в законодательстве, происходят события, заставляющие что-то изменить в работе. В прошлом году у нас началась специальная военная операция, которой раньше не было. До этого тоже были Великая Отечественная война, боевые действия в Афганистане, Чечне, Сирии. В каждом периоде свои особенности работы. Если раньше у нас все данные оформлялись на бумаге, то сейчас идет процесс цифровизации. Данные сейчас вносим в компьютер. Это удобно, облегчает работу. Можно быстро найти данные на военнообязанных.
— А в бумажном варианте тоже данные храните?
— Да, конечно. Данные на бумаге как вели, так и введем. Этого никто не отменял. У нас есть инструкция, какие документы должны вестись в бумажном варианте, они, конечно же, в картотеке тоже есть.
— Военкоматам собирались дать доступ к единым данным россиян. У вас уже есть такой доступ?
— Да, у нас есть доступ к данным жителей нашей области. Мы не можем посмотреть данные, например, по Свердловской области, а по нашей можем.
— Это облегчает как-то работу?
— Это намного, конечно, облегчает работу. Сейчас появилась возможность у граждан, которые изъявили желание пойти на контрактную службу или в добровольцы, подать заявление не выходя из дома через единый портал госуслуг. Заявление поступает к нам, мы его рассматриваем и назначаем данному человеку время и место, куда он должен подойти. И нам уже понятно, кто к нам обращается, где служил. У нас есть полная информация о нем, его контактные данные и место проживания. Уже более конкретно можно работать с человеком.
— Когда началась частичная мобилизация, то в военкоматах отмечали, что были не на всех обновлены данные находящихся в запасе. Как сейчас обстоят дела с этим?
— Мы сейчас все данные обновили. Эта работа завершена, но жизнь идет, у кого-то дети рождаются, кто-то болеет, уезжает и снимается с учета, информацию обновляем постоянно.
— Сейчас военкоматы лучше готовы, чем осенью?
— Основная работа вся проведена. Но еще раз повторюсь, она постоянно ведется.
— В юбилейный год увеличили ли вам финансирование? Может, запланированы где-то ремонты городского военкомата или районных?
—У нас ремонты проводятся вне зависимости от юбилея. Есть помещения в зданиях, признанных объектами культурного наследия. Ремонты проводят в Далматово, в Кургане. Заявки на ремонт подаем по мере необходимости и возможности.
— В Кургане недавно сменился военный комиссар Сергей Дюрягин. Довольны ли его работой? Справляется ли он?
— Если я был бы недоволен, то я его бы и не назначал. Я его знаю. Я сам был инициатором его назначения.
— У вас за последнее время возросла нагрузка на работников комиссариата, военкоматов. Справляются ли все с работой?
— Работы действительно много. Многие, может быть, посчитают, что здесь легко, но это не так. Согласно положению военных комиссариатов, у нас 47 задач, которые мы должны выполнить. Здесь каждый на своем месте, от каждого зависит, выполним ли мы все поставленные задачи или нет. Есть особенности работы, опыт нарабатывают люди годами. И несмотря, может, на небольшие зарплаты, люди продолжают работать. Есть у нас еще патриоты нашей страны.
О мобилизации и призывной кампании
— Последние месяцы работу у вас были напряженными, проводили частичную мобилизацию, потом сразу осенний призыв практически. Можете подвести итоги кампании?
— По частичной мобилизации план был выполнен, нужное количество людей мы направили. Много было желающих пойти самостоятельно. Были добровольцы. Что касается осенней призывной кампании, то план также был выполнен. Было направлено порядка 1000 человек для прохождения военной службы по призыву. Все ребята добросовестно служат в воинских частях по всей России.
— Как будет в Зауралье проходить весенний призыв? Когда начинается и сколько будет длиться? Будет ли он проходить с учетом новых изменений по возрасту, которые предлагались?
— Весенняя призывная кампания начнется в Курганской области с 1 апреля 2023 года и завершится 15 июля. Все распорядительные документы мы пока еще ожидаем. Сколько человек будут призываться, тоже станет известно позже. Традиционно все ребята будут направляться во все виды и рода войск. По возрасту пока никаких распорядительных документов тоже пока не поступало.
— Сейчас какую работу проводят военкоматы, выдают кому-то повестки, вызывают военнообязанных сверить данные?
— Эта работа ведется постоянно. Мы работаем как с теми, кто находится в запасе, так и с призывниками. Есть ребята призывного возраста, кто только к нам в регион прибыл, они встают на учет. Есть, кто отчислился из учебных заведений. Все данные уточняем уже сейчас, чтобы во время призывной кампании на это уже тратить время.
— Понесли ли ответственность предприятия за непредставление сведений или призывники за то, что не являлись?
— У нас есть призывники, которые уклонялись, получали повестки, но не приходили в установленное время и сроки в военные комиссариаты для прохождения призывных комиссий. По данным ребятам весь материал был направлен в Следственный комитет.
— А по организациям?
— В организациях ответственность несут непосредственно уже сами кадровые органы, начальники, руководители организаций, которые обязаны в установленные сроки подавать сведения по изменениям своих сотрудников. Но таких данных пока нет.
О контрактниках и мобилизованных
— Продолжают ли идти к вам добровольцы?
— Да, приходят, обращаются, как я вам сказал, через портал «Госуслуги». Кто-то уходит самостоятельно, и мы иногда такие данные получаем, но не всегда. Обо всех, кто ушел самостоятельно на СВО, мы можем даже и не знать.
— А чаще уходят как добровольцы или оформляются служить по контракту? И какой средний возраст?
— Многие сейчас идут на военную службу именно по контракту. При заключении контракта в таком случае от правительства Курганской области выплачивают единовременную выплату в 120 000 рублей. Соответственно, также единовременно он получит при заключении контракта 195 тысяч рублей непосредственно в воинской части. В основном идут те, кто служил.
— В Кургане на улицах стали располагаться мобильные пункты по приему на военную службу? Откликаются ли горожане? Может, где-то развернуты и такие мобильные пункты в округах?
— Эти мобильные пункты всегда были, они позволяют донести до общественности информацию о контрактной военной службе. Может, сейчас все стали обращать на них больше внимания.
У нас есть пункт отбора на военную службу по контракту, который располагается на Пархоменко, 61. Они периодически выезжают с личным составом на городские мероприятия, ставят мобильные палатки. В них есть телевизоры, на которых показывают видеоролики, есть стенды, брошюры распечатаны, в которых написано, что положено: все социальные гарантии, льготы, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение. Также есть специальные автомобили — пункты приема на военную службу. Все возникающие вопросы люди могут как раз задать именно в этих мобильных пунктах.
Сейчас мобильные группы поехали в округа, будут работать с администрацией, с руководителями и желающими, кто хочет заключить контракт. Они будут рассказывать, куда обратиться, какие документы подготовить.
Про погибших в СВО
— В последнее время в регионе стали часто открывать мемориальные доски погибшим во время проведения специальной военное операции. Кто выступает инициатором их открытия?
— Всем ребятам, которые погибли в ходе специальной военной операции, в учебных организациях — школе или среднем профессиональном учреждении, где они обучались, — открывают памятные мемориальные доски. Приглашаем родителей, родственников также. Я лично по возможности тоже на их открытие приезжаю, но все, конечно, охватить могу. Участвуют в открытии кадеты, юные армейцы, школьники. Сейчас решение об открытии досок принимается централизованно на уровне правительства Курганской области.
— Семьям мобилизованных или погибших военкоматы оказывают какую-то помощь или этим занимается правительство области?
— Помощь оказывает правительство области. На каждую семьи создан «социальный паспорт». Собраны были данные на каждую семью, кто в чём нуждается. Кому-то, может, помочь надо с местом в садик или переводом в другую школу, может, с трудоустройством. Эти данные тоже постоянно обновляются. Если у нас появляются какие-то сведения, то мы передаем в правительство.
По нашей линии мы занимаемся подготовкой документов для назначения пенсий близким погибших и выплат, которые положены им в соответствии с федеральным законом и по линии Министерства обороны.
— Отслеживаете ли вы судьбы зауральских мужчин, которые сейчас на СВО? Есть ли среди зауральцев отличившиеся бойцы?
— Информация не раскрывается. У нас есть данные только, кто куда убыл, где служит. Обычно награждают в воинских частях, в госпиталях. Были случаи, что военнослужащий уже уволился, а награда пришла позже. Тогда мы награду у нас вручаем. Вручали медали «За воинскую доблесть», «За отвагу», ордена Мужества.
— А домой военнослужащие приезжают?
— Приезжают, когда заканчивается контракт. Например, они заключили на 3–4 месяца, потом вернулись, затем снова уезжают. Кто-то в отпуск приезжает.
— Мобилизованным зауральцам тоже будут давать отпуска?
— Да, мобилизованным скоро тоже будут предоставлять отпуска. Они смогут приехать домой на две недели.