Что заставляет курганцев встать в субботу пораньше и пойти в секонд-хенд? Нужда, азарт или жажда наживы? Похоже, всё это вместе и даже больше, выяснил корреспондент 45.RU. Читайте наш репортаж.
Декабрь, 08:45 утра, морозно. У входа в здание рядом с центральным рынком толпится народ — более 20 человек. Ближе всех к двери — подростки и молодые люди. Видимо, пришли самые первые.
Ровно в 09:00 магазин открывается. Посетители — а их уже более 30-ти — вваливаются внутрь и устремляются на второй этаж, где продается одежда из Европы и США по низким ценам.
Сегодня новый завоз, и в течение трех дней скидок нет. Ежедневно они будут расти, и на третьей неделе, перед следующим завозом, составят 70–90%. Вместе с этим растет и вероятность, что всё самое хорошее раскупят.
Захожу в секонд одной из последних. Слышу от женщины: «Ничего доброго нет». Когда уже успела всё посмотреть, за одну-то минуту?
Первое, что удивляет: посетительницы за пятьдесят первым делом устремились в отдел с обувью и сумками. Обувь я покупаю только новую и в специализированном магазине. Такой у меня в голове стереотип.
Второе — характерный для секонда запах. Им пропитана вся имеющаяся одежда. Чтобы избавиться, потребуется не одна стирка. Если набрать в поисковике, чем пахнет в секондах, то ответ однозначный: формальдегидом. Это органическое вещество дезинфицирует, улучшает прочность ткани и помогает вещи сохранять форму.
— Во время завоза никто не дерется. Такого не бывает. Все хорошие. Иногда бывает, что с тележкой бегают по залу. Когда новый завоз, суматоха весь день. Посетители, как правило, одни и те же. Многие себе берут. Молодежь перепродает, — рассказывают продавцы.
Самым молодым посетителям 13 и 14 лет. Они подтвердили, что ищут бренды и перепродают их в интернете. Один из парней помладше (судя по росту, ему можно дать 16 лет) говорит, что занимается этим уже года два.
— Друзья постарше этим занимаются. Выгодно: всегда продаешь в два-три раза дороже. Покупают. Одну-две вещи максимум беру. Корзинами — не выгодно будет.
23-летний молодой человек «делает бизнес» с 2015 года. Недавно он купил брендовую вещь за 1000 рублей и перепродал за 8000 рублей.
— Есть вещь, которую не продал. Очень дорогая, но я ее себе оставил. Такая же продается на зарубежном сайте за 1200 долларов. Мужская куртка 2003 года, старая и брендовая. Винтажная как будто бы. Это мое хобби, мне нравится, просто интересно. [Есть в этом] элемент неожиданности, — признается он, не переставая перелистывать одежду.
— Как будто грибы в лесу ищешь, да?
— Я думаю, да.
Чтобы разбираться в моде, парень подписан на тематические группы во «ВКонтакте». На перепродажу ищет как мужскую, так и женскую фирменную одежду.
19-летней девушке, приятной внешне и в общении, удавалось продать вещи в три-четыре раза дороже.
— Одну-две вещи покупаю. Не успеваю — конкуренция. Я даже не бегу, — отмечает она.
— Почему именно этим занимаешься?
— Нет времени работать, а так можно совмещать с учебой. Здесь бывают Berghaus, Helly Hansen, другие бренды. Часто вижу, что люди ходят на улице в плюшевых шубках. Актуальны широкие джинсы. Просто какие-то качественные вещи из хороших материалов. Они всегда в моде.
Вижу женщину с тележкой, полной одежды. Спрашиваю, для чего столько?
— Для себя только. Выбираешь более-менее новое. Почти вся одежда качественная. Вот раньше, в 2018–2019 годах, выбор был вообще шикарный. Потом всё хуже, хуже, хуже. Это же всё за доллары, за валюту. Они же всё из Европы везут. Сейчас всё закрыто. Скорее всего, через Казахстан как-то возят, — говорит жительница Кургана.
Пока все остальные ходят туда-сюда, на диване сидит пожилой мужчина и спокойно наблюдает за происходящим. Подсаживаюсь. Собеседника зовут Валерий, он ждет жену.
— Я просто сопровождаю супругу, чтобы не поскользнулась на улице. Сам в этом не участвую. Шабаш какой-то. Если мне надо, я приду в обычный день и выберу. А когда привоз, тут ажиотаж какой-то. Все люди жадные, хватают, корзины набивают тем, что им не нужно. Потом одну вещь выберут из 300, которые наберут. Мне вот это не нравится. Равнодушен. Наверное, по той причине, уже набрал вот так вот. У меня достаточно всего. Интерес пропал, азарта уже нет.
Я так понимаю, это люди азартные. Им надо — не надо, они хватают. Сюда приходят и от нужды, им надеть нечего. Я бы не сказал, что вот эти мужчины выглядят нормально. Это нормально, по-вашему? — в потоке мыслей он кивает на проходящих мимо покупателей, точнее на их одежду.
— У меня тоже потертые штаны...
— Для молодых людей это нормально, им нравится ретро, потертыми быть, с дырками, с прорезями. А когда взрослый человек — это уже… — и он многозначительно замолкает.
Подхожу к этим «потертым» мужчинам. Интересуюсь, почему они здесь.
— Тоска, ностальгия по барахолке. Оттянуться надо. Что-то украсть, — смеется один из них. — Раньше по одной штанине продавали, два раза меня так обманули. Сейчас-то круче воруют. Посмотри телевизор. С пенсией ***. Ой, извините!
— Про штанины расскажите.
— Вы, допустим, мерили штаны. Джинсы хорошие — не те, которые сейчас. Продавец складывал их в фирменный пакет и отдавал вам. Вы приходили домой — а там одна штанина. В 70-х годах. Шувакиш. Барахолка в Свердловске крутейшая была на Урале. Интерес был. Нельзя скучать по прошлому — крыша поедет, — и тут же признает. — Конечно, скучаешь... Надо дальше стремиться. Жизнь вечна. Там интереснее будет. Крылья приделают в лучшем случае. В худшем — поджарят.
Мужчина ни в какую не называет бренд, который здесь ищет и периодически находит.
— Я назову — начнут раскупать эту фирму, которую я люблю, — и под конец разговора добавляет. — Сейчас надо камуфляж покупать.
За 30–40 минут некоторые посетители уже определяются с выбором и стоят на кассе. Та 19-летняя девушка нашла две вещи для себя — джинсы за 1400 и новогоднюю кофту за 1500. Кофта необычная — ее могут надеть сразу два человека, есть две горловины. Может быть, перед Новым годом, 23 декабря, еще одну такую завезут, и даже получится урвать первым.
Признайтесь, вы хоть раз покупали вещи в секонд-хендах?