15 декабря народному художнику РФ Герману Алексеевичу Травникову исполняется 86 лет. В 2021 году курганский дизайнер Юрий Прожога сделал набор открыток «Герман Травников. Семь дней до Нового года» (0+). Серия состоит из восьми почтовых карточек, которые показывают предновогоднюю неделю. Корреспондент 45.RU Надежда Достовалова расспросила Юрия Анатольевича, как появился этот оригинальный набор и в чём заключается интрига.
Травников Герман Алексеевич родился 15 декабря 1937 года в селе Мехонское Шатровского района Курганской области. В 1963 году окончил Свердловское художественное училище. Работал художником на Курганмашзаводе, в кинотеатре «Спутник», пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию. С 1967 года член Союза художников СССР, а впоследствии — Союза художников России. В 1982 году Герману Алексеевичу присвоено звание «Заслуженный художник России», в 2007 году — звание «Народный художник Российской Федерации». Работы Травникова находятся в музеях Кургана, в галереях и частных собраниях России и зарубежья. К слову, областной художественный музей теперь носит его имя.
— Открытки передают, насколько Герман Алексеевич деятелен, энергичен, хозяйственен. Он никогда не скучает, даже если один: всегда есть чем заняться. А подготовка к Новому году — период особенный. Можно сказать, на открытках показан особенный человек в особенном доме в особенный период. Нам как современникам повезло: те ситуации, которые изображены, мы, по сути, можем увидеть своими глазами. При желании даже сами можем поучаствовать в подготовке к Новому году, придя в гости к хлебосольному художнику.
Вы участвовали? Или, может, видели предновогодние хлопоты Германа Алексеевича? Или наблюдали, как художник хозяйничает по дому? Что навеяло создать именно такой набор?
— Всё гораздо проще. Нам с женой захотелось сделать необычный концептуальный подарок Герману Алексеевичу к Новому году, положив его за 15 минут до боя курантов в почтовый ящик его мастерской. Всё так и произошло. Сам подарок первоначально представлял из себя восемь почтовых открыток в конверте. Это потом он превратился в полноценный набор, который победил в одной из номинаций окружного этапа всероссийского конкурса «Туристический сувенир — Большой Урал» в Екатеринбурге в 2021 году.
— Интересно, что композиция и ракурс не меняются: посередине открытки стоит всем известный дом, он один такой в городе. Рядом здание областного суда. На первом плане — металлическое ограждение и столб (в духе нашего времени, а через пару десятилетий явно будут другие), на заднем — деревья в саду барона Розена и здание Детской школы искусств № 1. Всё это статично. Меняется лишь положение маленькой фигурки. Между тем по своему реальному масштабу (в человеческом, художественном, историческом плане) это фигурище. Герман Травников — большая личность. Не говоря уже о том, что он физически высокий человек. Вот эта игра с размером вполне осознанная? Я бы ее даже назвала немного хулиганской.
— Здесь, конечно же, присутствует юмор. Да и стилистика мультяшная. Но не это главное. Мне хотелось показать единство мастерской и мастера. Мастерская является центром композиции. Здание живет в разных состояниях, оно колористически мимикрирует, меняя свою цветовую гамму каждый предновогодний день в унисон холстам художника, и мастер не сидит на месте, он тоже в движении, но уже в реальном и бесконечном.
Возможно, идея с мастерской родилась из постера, который я делал ко дню рождения для Германа Алексеевича много лет назад. Я поместил его мастерскую в центр условного Кургана, окружив тремя сотнями иконок и подписав «Дом-мастерская Германа Травникова — центр акварельной живописи Кургана».
— Когда вы придумывали, чем будет заниматься Герман Алексеевич на открытках, какое из действий родилось последним? Был ли какой-то затык?
— Всё делалось на ходу мышкой в векторной программе. Думать было некогда. Выбрал самые очевидные вещи для предновогодних семи дней: выход на пленэр, кормежка птички, уборка снега у калитки, бенгальский огонь, декорация елки, встреча Деда Мороза и так далее. Но восьмой день — без видимого наружного движения, там движение внутреннее — горящий, сверкающий витраж в новогодней ночи и дым из камина, что подразумевает празднование внутри этого дома.
— Вот так смотришь открытки и ждешь: а когда будет сюжет внутри здания? А его нет. Остается интрига — как художник отмечает Новый год, что там, за этими светящимися витражами? К чему была такая длительная подготовка? Сразу включается воображение. Или подготовка к празднику, по-вашему, и есть сам праздник?
— Набор превратился в некое приглашение в гости к художнику, став зажигательной интригой. Если снаружи творится сказка, то внутри явно происходит тайна, нечто эпически вселенское, необычайное, эпохальное и волшебное. И это так на самом деле.
— Как вы сами готовитесь к Новому году? Любите новогодние хлопоты?
— Бесконечное количество работы перед праздником не дает времени посмотреть на календарь. Только 31 декабря выныриваешь к вечеру, когда перед тобой как по волшебству возникает праздничный стол в окружении родных лиц.